Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Анохин Г. И. Современный этно-социальный облик фарерского народа  

Источник: Скандинавский сборник XXX. – Таллин: Ээсти Раамат, 1986


 

Фарерский народ относится к числу тех немногих в мире этносов, время появления которых как устанавливающейся этнической общности на их нынешней территории прослеживается весьма точно. Правда, благодаря не собственным письменным источникам этого народа – довольно поздним, фиксирующим окончание средневековья, а с помощью письменных свидетельств лишь исландцев, пожалуй, единственного в мире народа, который может похвалиться довольно подробной и точной генеалогией как своего этноса, так и норманнов раннего средневековья в собственно Норвегии, в Гренландии и на Фарерских островах (1).

Те 117 поселений, которые возникли на 18-ти из 24-х островов архипелага с IX в. при заселении Фарерских островов в местах, где имеются естественный причал для лодок и ровный участок суши для домов и для приусадебного земледелия, так и сохранились на протяжении тысячелетия, до новейшего времени.

В этногенезе – первичном антропологическом и языковом формировании фарерского народа – важнейшую роль сыграли выходцы из западных районов Норвегии. Но наличие среди имен первопоселенцев кельтских, помимо скандинавских, антропонимов, кроме того, сохранившихся в течение последнего тысячелетия на юге архипелага кельтских же микротопонимов (2), а среди самих заемщиков земли и их потомков темноволосого антропологического типа заставляет предполагать кельтские примеси населения Фарер как с соседних архипелагов Северной Атлантики, северной части острова Великобритания, возможно гэльские, так и из Западной Норвегии, где также были явные свидетельства кельтского присутствия со времени "кельтского железного века" (3).

Пребывание Фарерских островов с 1035 г. под властью Норвегии, а с 1380 г. – Дании значительно изолировало фарерское общество от широких контактов с окружающим миром. Тем не менее, современные исследователи заверяют, что "общество не дегенерировало по причине инбридинга", ибо "североафриканские пираты в 1500-1600-х годах, а во время наполеоновских войн английские моряки (также и при более поздних посещениях ими) оставили свой след" (4). Для английского генетического "следа" повторно отмечается время второй мировой войны: "Во время войны, когда Фареры были на дружеской основе и по взаимному согласию оккупированы англичанами, возникло множество браков между молодыми фарерскими женщинами и английскими солдатами. Эти браки распались, когда солдаты вернулись в Англию, а для фарерских матерей начались будни" (5).

Имеются свидетельства о еще более продолжительном и сильном генетическом "следе" – датском. Врач Артур Вог об этом смешении с датчанами писал: "Я ... выявил, что в 1600-х и в 1700-х годах крестьяне не заводили более двух детей, чтобы их хозяйства сильно не дробились. Можно легко понять, что эти изолированные острова не могли прокормить больше, чем максимум 5 тысяч человек, а число овец не должно было превышать 70 тысяч голов... Только семьи датских священников имели много детей (со времен Реформации священники стали вступать в брак, роднясь здесь с крестьянскими семьями). Один датский священник имел 23 сыновей и дочерей, т. е. почти в каждом крестьянском дворе прихода имел зятя или невестку. Таким образом, теперь, после 400-летнего правления Дании, фарерцы стали потомками скорее датского, чем норвежского происхождения, а браки между фарерскими учащимися в Дании и датчанами продолжаются" (6).

Чтобы объективизировать приведенные выше оценки, сведем в единую таблицу современные антропологические признаки скандинавских и кельтских народов, накопленные различными исследователями (7):

Народ

Ср. рост взрослых мужчин, см

Головной указатель

Преобладающий цвет глаз

Преобладающий цвет волос

Фарерцы

169

79,6

темно-серый, серый

темно-русый, русый

Датчане

169

80,6

светлый

русый

Норвежцы западные

175

84

голубой

каштановый и рыжий

Норвежцы северо-центральные

172

82

голубой

золотистый и каштановый

Норвежцы восточные

172

76

светлый

каштановый и пепельно-серый

Шведы

172

77

светлый

пепельно-серый и золотистый

Исландцы

173,6

78,1

чисто-голубой

светло-коричневый и пепельно-серый

Ирландцы

172

79

светло-голубой, серый

русый

Шотландцы

175

77

светлый, серо-зеленый, карий

темно-русый, русый

Из таблицы видно, что современные фарерцы как по росту, так и по головному указателю и цвету волос ближе всего к датчанам и ирландцам.

Характерно, что фарерцы, даже если знают о своем наполовину датском или ином, нефарерском происхождении, не только осознают себя только фарерцами (на примере имеющихся в нашем распоряжении фактов), но и порой проявляют себя как лидеры фарерского национального движения (8), иногда крайне националистического толка (9).

С момента появления на островах в первой трети IX в. предков фарерцев – норманнов и вплоть до середины XIX в. жители архипелага были овцеводами. В 1854 г. на островах прекратилась датская королевская торговая монополия, открылись возможности для перехода натурального хозяйства на товарное, земля (пастбища для овец и пашня для земледелия) перестала играть роль "прокрустова ложа" для численного роста семей, "вдруг сломалась двухдетная система" (10), и показателем этой ломки стал быстрый рост народонаселения (1801 г. – 5265 человек, 1850 г. – 8137, 1901 г. – 15230 (11)), стремительно вырвалось на первые позиции в экономике рыболовства с его товарной сутью, и за несколько десятилетий во второй половине XIX в. это привело к резкой социальной дифференциации фарерского общества. Часть состоятельных семей стала еще богаче, породив местную буржуазию и буржуазную интеллигенцию. Другая часть крестьянства разорилась, образовались излишки общества, ставшего на путь капиталистического развития, особенно из материально бедных и многодетных семей – пролетарская прослойка поденщиков, батраков, рыбаков без собственных орудий и судов для рыбной ловли.

В 1906 г. возникли две первые, буржуазные партии архипелага – Самбандсфлоккурин и Шольстуйрисфлоккурин. По социальному составу обе партии не отличались друг от друга. Обе состояли из интеллигенции, зажиточных крестьян и судовладельцев, а их требования нередко определялись разными личными отношениями с датскими деловыми кругами, и поэтому они оказались антиподами в вопросе сотрудничества с датской метрополией. Первая была партией союза с Данией. Вторая, во главе которой стоял Иоуаннес Пеатурссон, – за отделение от Дании, во всяком случае за самоуправление Фарер.

Первая треть нашего столетия была на островах периодом дальнейшего превращения многих овцеводов и земледельцев в рыбаков, ремесленников и рабочих молодой местной промышленности. Прямым следствием продолжающейся пролетаризации части общества явилось то, что на обращение датского социал-демократа Ханса Нильсена ("неестественно, чтобы фарерская беднота избирала консерваторов или левобуржуазных деятелей в качестве своих представителей в ригсдаге" – датском парламенте) откликнувшиеся фарерские рыбаки создали социал-демократическую партию Явнаварфлоккурин.

В промежутке между двумя мировыми войнами численно увеличивались полюсные социальные классы Фарерских островов – местные буржуазия и пролетариат. Фарерская интеллигенция приобрела европейскую известность – прежде всего художники слова Йёрген-Франц Якобсен и Вильям Хайнесен, писавшие не на фарерском, а на датском языке (12) (впрочем, матери обоих – датчанки), скульптор Еанус Камбан, живописцы С. Иёнсен-Мичинес, Ингёльвур ав Райни и Ингольф Якобсен. Их творчество еще более укрепляло фарерский патриотизм, сплачивало их в чувстве самобытного народа, отдельной "маленькой нации" (13). Это способствовало тому, что в 1937 г. учителя на архипелаге получили право самим определять, на каком языке им преподавать – на датском или на фарерском (14).

Возрастал и национализм определенной части фарерской буржуазии. В 1940 г. из партии Шольстуйрисфлоккурин в отдельную, Народную партию (Фёлькафлоккурин) выделилась группировка во главе с Сверри Пеатурссоном, стоявшим на более экстремистских позициях, чем Иоуаннес Пеатурссон. Эта четвертая партия островов потребовала немедленного предоставления архипелагу полного экономического самоуправления.

Важным этапом в экономической жизни и в дальнейшем укреплении чувства национального самосознания фарерцев оказался период второй мировой войны. 9 апреля 1940 г. немецко-фашистские войска оккупировали Данию. В этот же день партия Фёлькафлоккурин пыталась провозгласить суверенную Фарерскую республику. Датский наместник на островах (амтман), заручившись поддержкой трех остальных партий, взял на себя всю полноту власти (15). А 13 апреля 1940 г. на архипелаге высадились британские войска, и оккупационные власти предпочли прежнюю стабильную обстановку.

Оккупация создала для фарерцев небывало высокую экономическую конъюнктуру, ибо их рыбаки оказались единственными поставщиками рыбы в Англию и извлекали из этого большие доходы. И еще одно обстоятельство привело к укреплению у фарерцев уверенности и ощущения суверенности: чтобы отличить фарерские суда, доставляющие рыбу в Англию, от датских судов, которые поставляли рыбу в Данию, по требованию англичан на фарерских вывешивался только фарерский флаг – красный крест в синем канте на белом фоне.

После войны плебисцит 14 сентября 1946 г. открыл дорогу для получения островами с 1 апреля 1948 г. статуса области Королевства Дания, имеющей самоуправление во всех внутренних делах. В 1949 г. Фарерские острова получили еще одно свидетельство автономии – свои денежные банкноты, а с 1 февраля 1975 г. – собственные почтовые марки (16).

Ослабление националистической боевитости партии Фёлькафлоккурин вызвало выход из нее наиболее решительно настроенных националистов во главе с сыном покойного Иоуаннеса Пеатурссона – Эрлендуром Пеатурссоном. Пятая партия взяла название, отражающее ее программную цель, – Республиканская партия (Чоувельдисфлоккурин). С тех пор и поныне она – единственная политическая сила на Фарерах, которая стоит за немедленный и полный разрыв всех связей с Данией и провозглашение суверенной Фарерской республики (17). В начале 1960-х годов возникла шестая партия – Прогрессивная (Фрамбушсфлоккурин) – с умеренной программой местной буржуазии (18).

В 1960-1980 гг. на политическом горизонте архипелага появились и численно разрослись носители принципиально новых классовых идей. Образовался кружок по изучению научного наследия классиков марксизма-ленинизма, а с октября 1962 г. в Копенгагене стал издаваться журнал "Framin" ("Прогресс") – для фарерских марксистов в Дании и на Фарерских островах. Подзаголовок журнала – "Фарерский журнал за социализм и самоуправление" – говорил о программном направлении печатного органа (19). Из 60 фарерских марксистов большая часть после окончания учебы вернулась на острова и стала членами Чоувельдисфлоккурин. Но на съезде республиканской партии в 1969 г. было вынесено решение, что социалисты и коммунисты не могут быть ее членами. По оценке одного из этих марксистов, Андрэ Никласена, "республиканцы кастрировали сами себя, опустившись на платформу буржуазии" (20).

По инициативе марксистов с октября 1969 г. в столице островов действует фарерское общество сотрудничества с социалистическими странами – "Samsos". Одним из важнейших теоретических вкладов фарерских коммунистов можно назвать перевод с немецкого на фарерский язык "Коммунистического манифеста" К. Маркса и Ф. Энгельса и издание его в Копенгагене в 1969 г. (21). В 1970 г. опубликованы брошюры "К 100-летию рождения В. И. Ленина" (22), а вслед за этим – первый перевод на фарерский язык восьми избранных статей основателя Советского государства В. И. Ленина (23).

10 сентября 1976 г. в старейшей и крупнейшей газете Фарерских островов "Dimmalætting" ("Рассвет"), органе партии Самбандсфлоккурин, было опубликовано объявление полицмейстера этой самоуправляющейся области о регистрации новой, седьмой политической партии архипелага – фарерской коммунистической и ее эмблемы – серпа и молота над аббревиатурой партии – KFF (24).

Сейчас в 117-ти населенных пунктах Фарер с их преимущественно деревянными домами, выкрашенными каждый в свой цвет радуги (предпочтительно в красный или синий) и с преобладающими зелеными крышами, живет 43 тысячи фарерцев.

Более половины островитян составляют горожане (городом здесь считается населенный пункт с численностью 1000 жителей и больше). Городов пять, причем только в двух крупнейших сосредоточена почти половина населения. В столице, Тоусхавне, живет ок. 14 тыс. человек, а в Клаксвуйке – 5 тысяч (25).

По занятости самодеятельного населения Фарер более 55% составляет рабочий класс, ок. 30% – служащие (чиновники, духовенство, интеллигенция, сектор обслуживания), ок. 15% – т. н. "самостоятельные" (мелкая буржуазия). В группировке по отраслям хозяйства эта занятость населения представлена сейчас так: ок. 22% – рыболовство, более 12% – торговля, более 11% – транспорт, 10% – строительная промышленность, более 4% – рыбообрабатывающая промышленность, более 4% – церковь, просвещение, библиотеки, только 2,5% – сельское хозяйство, которое полтора столетия назад занимало все население (овцеводство и приусадебное земледелие) (26). Со времен войны действует широкое профессиональное движение (27).

Однако рабочих мест на островах не хватает, как раз преимущественно для выпускников школ. Поэтому ежегодно происходит эмиграция в Данию в поисках работы. Там фарерцев, не составляющих нигде компактного меньшинства, сейчас живет 6-7 тыс. человек, из них ок. 400 служит в датском торговом флоте. Эмиграции в другие страны мешает преобладающая одноязычность фарерцев, особенно девушек в возрасте от 16 до 19 лет. В этом плане движение самоуправления сыграло отчасти отрицательную роль. Даже пожилые фарерцы датский язык знают плохо (28).

С 1961 по 1968 год на работу в Данию выехал 5971 человек, в том числе 3239 женщин, а вернулись за тот же период – 4843 человека, в том числе 2519 женщин. Осталось в Дании в этот период 408 фарерских мужчин и 720 фарерок. Подтверждается цифрами статистики и то обстоятельство, что максимальный въезд в Данию приходится на фарерок в возрасте 15-19 лет. За указанные 8 лет их въехало 1106, а вернулось в те же годы только 566. Следовательно, из оставшихся в Дании 1128 выходцев с Фарерских островов девушки в возрасте 15-19 лет составляли 540 человек. А если учесть, что в общем-то из 1128 оставшихся в Дании фарерцев мужчины составили только 408, а женщины 720 человек (29), то сразу становится ясной тенденция угрозы воспроизводству народа, самого будущего существования фарерцев.

Сравним в динамике соотношений полов на островах. В 1801 г. соотношение мужского и женского населения составляло 101 : 100. В 1880 г., когда впервые приобрело большой размах рыболовство и "много мужчин стало гибнуть в море" (30), это соотношение стало 95 : 100. В 1920-1925 годах соотношение полов полностью выровнялось – 100 : 100. С 1960-х годов, как раз в связи с большой эмиграцией в Данию, это соотношение резко изменилось в сторону перевеса мужчин, а частности, в 1966 г. оно составляло 110 : 100 (31).

Последнее обстоятельство воспринимается большинством политических партий как угроза воспроизводству и самому физическому существованию народа, ужесточает национальную борьбу и ухудшает межнациональные отношения между частью фарерских политических деятелей и Данией. Вопрос о занятости фарерцев, о создании дополнительных рабочих мест на островах с целью остановить утечку молодых национальных резервов, особенно женщин, в Данию постоянно занимает политические партии, особенно республиканскую, требующую полного разрыва с Данией.

Современные фарерцы – это народ со своей национальной территорией, спецификой в экономике и собственным языком, самобытной материальной и духовной культурой. На архипелаге имеется 45 общеобразовательных 7-летних школ, две технические школы, одна торговая и одна мореходная, а также курсы медсестер. С 1965 г. учреждена Академия наук Фарер, при которой с 1 сентября 1972 г. открыт, вероятно, самый маленький в мире университет с тремя факультетами – филологическим, философским и естественных наук (32). Библиотека в Тоусхавне насчитывает 60 тысяч томов, из них 11 тысяч на фарерском языке. Издается несколько журналов и восемь газет (33) общим тиражом 45,3 тысячи экземпляров (34).

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См напр.: Færeyinga Saga oder Geschichte der Bwohner der Färöer im isländischen Grundtext mit färöischer, danischer und deutscher Übersetzung. Kopenhagen, 1833; С. Стурлусон. Круг земной. М., 1980.

2. Chr. Matras. Írsk orð í føroyskum. Úrval, Útvarp Føroya gevur út. (Tórshavn), 1966. N 3.

3. A. Holmsen. Norges historie. Fra de eldste tider til eneveldets innførelse I 1660. 3. utg. Oslo – Bergen, 1961, s. 54.

4. Stig Nærvig Jensen. Det havombruste ø-rige i Atlanten. – Land og Folk (København), 1981, 18-19. juli, s. 11; O. Brimnes. Færøerne. København, 1969, s. 70-72

5. Из письма нашего корреспондента датского врача Артура Вога 14 августа 1981 г. автору. А. Вог работал врачом на Фарерах в 1927-1934 и в 1961-1964 гг.

6. Из письма Артура Вога 25 сентября 1967 г. автору. Эти же данные о данизации антропологического типа фарерцев Артур Вог обосновал в своих больших газетной и журнальной статьях: A. Vaag. To-børnssystemet opfundet på Færøerne for 300 år siden. – "Berlingske tidende. Kronik", 1967, 23. Idem. Útbúgvingin. Søguligt ítriv um skúlaskapin og nakrir hugleiðingar um hægri útbúgvingi í Føroyum. – Oyggjaskeggi, 1970, januar, № 1, s. 16-18.

7. А. С. O'Dell. The Scandinavian World. London – New York – Toronto. 1957, p. 510; В. П. Алексеев. Антропологические типы. – Народы зарубежной Европы, I. M, 1964, с. 38, 39.

8. Напр., В. У. Хаммерсхаймб (создатель фарерской орфографии и борец за культурную автономию фарерского народа) по своим предкам до поселения их на Фарерах – чех (богемец) и немец; С. Эгхольм (ныне директор Национальной библиотеки на архипелаге, убежденный сторонник отделения от Дании и провозглашения суверенной Фарерской республики) происходит из семьи датчан Эгхольмов, которая поселилась на островах ок. 1800 г.

9. Напр., Эрлендюр Пеатурссон, лидер республиканской партии Фарерских островов, сын исландки.

10. Из письма Артура Вога 20 октября 1967 г. автору.

11. N. Ekskær-Hansen. Eærøerne København, 1939. s. 8

12. Ole Jacobsen. Nyere digtning. – Færøerne, I. København, 1958, s. 112.

13. W. Heinesen. Bildende kunst. – Færøerne, II. København, 1958, s. 141-147.

14. Aa. H. Kampp. Færøerne. 5. utg. København, 1979, s. 40.

15. J. Steining. Færøerne. København, 1948. s. 61.

16. Aa. H. Kampp. Op. cit., s. 39.

17. Stig Nærvig Jensen. Op. cit.

18. N. Brantzeg. Blant Frender på Færøerne. Oslo, 1964. s. 119.

19. "Status 68". – Framin, 1968, juli, N 8-9, s. 7, 9-11.

20. Stig Nærvig Jensen. Op. cit.

21. K. Marx, F. Engels. Kommunistiska manifestið. Keypmannahavn, 1969.

22. T. Jóansson. Lenin 100 år. Keypmannahavn, 1970.

23. V. Lenin. Úrvaldir greinir. Keypmannahavn, 1971.

24. Dimmalætting (Torshavn), 1976, 10. sept.

25. Stig Nærvig Jensen. Op. cit.

25. Årbog or Færøerne 1978. København, 1980, s. 51, 52, 172-173.

27. Stig Nærvig Jensen. Op cit

28. M. Andersen. Føroyskar gentur í Keypmannahavn. København, 1976,

29. Ibidem, s. 6-7, 86-87.

30. Из письма Артура Вога 14 августа 1981 г.

31. М. Andersen. Op. cit., s. 7.

32. Aa. H. Kampp. Op. cit., s. 40, 46.

33. Aa. H. Kampp. Op. cit., s. 39.

34. Årbog for Færøerne 1978, s. 248-249.