Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ  

Источник: ИСТОРИЯ ИСЛАНДИИ


 

Конец абсолютной монархии

Король Кристиан VIII был заинтересован в политических реформах и намеревался предоставить народу Дании законодательные и экономические права. Однако он умер в начале 1848 г., так и не успев осуществить свои планы. Его сын, Фредерик VII, собирался продолжать реформы отца. Между тем в феврале во Франции началась новая революция, отзвуки которой вскоре достигли Дании. В герцогствах Шлезвиг и Гольштейн вспыхнуло восстание, которое привело к войне, длившейся три года и не давшей определенных результатов.

После массовых демонстраций в Копенгагене в 1848 г. под лозунгами демократии и политических реформ король счел за лучшее отказаться от абсолютной власти и пообещать удовлетворить эти требования. Было созвано Учредительное собрание, в задачу которого входила подготовка конституции; для участия в нем король пригласил пять исландских делегатов. Но как раз в это время революционные идеи достигли Исландии, в которой крепло убеждение, что политические реформы нужно обсуждать. Король обещал, что никакие политические решения, касающиеся Исландии, не будут приняты, пока исландский народ через Национальное собрание не представит своих мнений и пожеланий. Датское Учредительное собрание завершило работу и 5 июня 1849 г, одобрило конституцию, согласно которой Дания становилась конституционно-ограниченной монархией. С тех пор в этот день датчане отмечают свой национальный праздник.

Исландия поначалу практически не ощутила никаких перемен в своем положении, поскольку в чисто административном отношении король по-прежнему пользовался на острове почти абсолютной властью. Тем не менее в Копенгагене было учреждено специальное управление, или департамент, которое занималось исландскими делами. Это свидетельствовало о том, что отныне независимость становилась все более реальной перспективой.

В 1848 г. Йоун Сигурдссон опубликовал в своей газете статью с изложением национальной политической стратегии. Ссылаясь на исторические прецеденты, он доказывал, что если король отказался от абсолютной власти, то Исландия автоматически возвращает себе те права, которые она имела по Старому договору 1262 г. Поэтому отныне она должна считать себя не вассальной территорией Датского королевства, а участником двусторонней унии под эгидой короля, в которой оба государства имеют равные права. Это был поистине поворотный пункт, с которого началась настоящая борьба за национальную независимость.

Национальное собрание (1851)

Прошло немало времени, пока король и правительство Дании выполнили свое обещание о созыве исландского Национального собрания, призванного определить политическое будущее страны. Исландцы провели все необходимые приготовления и разделили страну на 20 избирательных округов с двумя представителями от каждого - что в совокупности давало 40 депутатов в дополнение к шести представителям короля (как и на альтинге). Созыв Национального собрания неоднократно откладывался по целому ряду причин и в частности из-за войны в датских герцогствах, пока, наконец, оно не собралось летом 1851 г. К этому времени, однако, царившие в Европе революционные настроения несколько утихли.

Во время подготовки к созыву Национального собрания в Исландии кипели бурные общественные дебаты. По инициативе Йоуна Сигурдссона были согласованы и записаны основные политические требования. Исландцы хотели жить в свободной стране, находящейся в добровольной унии с Данией, иметь парламент с полноценными законодательными и финансовыми полномочиями и правительство, правомочное самостоятельно решать все внутренние дела. Торговля должна была быть открыта для всех, а свобода печати и прочие гражданские свободы гарантированы в законодательном порядке.

Датское правительство с большим неодобрением отнеслось к подобным идеям. Когда Национальное собрание все-таки открылось в 1851 г., датчане прислали солдат (под предлогом поддержания порядка и законности). Исландцы не понимали мотивов датских властей, поскольку были настроены исключительно мирно. Когда представитель короля, губернатор граф Трамп (родственник губернатора, арестованного Йоргенсеном в 1809 г.), огласил предложения датского правительства, стало ясно, что ни о какой независимости речь не идет: Исландия просто передавалась из ведения короля в ведение парламента и фактически включалась в состав датского государства.

В то время как согласительная комиссия из датчан и исландцев искала возможный выход из этой трудной ситуации, представитель короля назначил следующее заседание Национального собрания на 9 августа, а датские солдаты промаршировали через весь город и разместились по соседству с Латинской школой, где проходили заседания. Губернатор, вероятно, понял, что его предложения не будут приняты, и в разгар дебатов обвинил делегатов в затягивании времени, а затем без предупреждения объявил собрание распущенным. Тогда поднялся Йоун Сигурдссон и заявил: "Во имя короля и нации я протестую и утверждаю, что собрание имеет право обжаловать это беззаконие перед нашим королем". За ним поднялись остальные делегаты и единодушно поддержали его: "Мы все протестуем!".

Однако собрание было распущено, и ничего нельзя было изменить. Исландцы послали петицию королю, но безрезультатно. Стало ясно, что датское правительство не пойдет навстречу исландскому народу; кроме того, чиновники, выступавшие против предложений датчан, были уволены. Такой финал Национального собрания 1851 г. не принес исландцам ничего, кроме разочарования. После этих событий они резко разделились в своем отношении к датчанам: на одной стороне оказался Йоун Сигурдссон со своими прогрессивными единомышленниками, а на другой - многие крупные чиновники, считавшие целесообразным поддерживать политику короля.

Конституционный тупик

После неудачного созыва Национального собрания датские власти несколько раз пытались достичь компромисса с исландцами, но не добились успеха. В 1861 г. была создана комиссия по изучению финансового и административного положения Исландии. Она пришла к выводу, что Дания находится в большом долгу перед Исландией за все земли, отчужденные королем у церкви после Реформации, и большие доходы, полученные короной благодаря торговой монополии. Комиссия предложила, чтобы Дания ежегодно выплачивала Исландии компенсацию, но, поскольку не удалось согласовать сумму выплат, дело так и не сдвинулось с места.

В 1864 г. Дания проиграла Пруссии и Австрии войну за герцогства Шлезвиг и Гольштейн. Датчане просили оставить им часть Шлезвига, где преобладало датское население, и даже предлагали в обмен Исландию, но Бисмарк отказался обсуждать этот вопрос. Между тем на датский престол вступил король Кристиан IX, который правил страной до 1906 г. Несмотря на свою репутацию консерватора, он довольно много сделал для Исландии. В 1865 г. король назначил новым губернатором Исландии Хильмара Финсена, датчанина, происходившего из знатного исландского рода. Стремясь разрешить конфликт, в 1867 г. он подготовил законопроект, предоставлявший исландцам законодательные и финансовые полномочия, который был принят альтингом, но не прошел в датском парламенте. В 1869 г. датское правительство предложило новый проект постановления, одобренный в Дании, но решительно отвергнутый в Исландии. После этого датское правительство разработало собственный Конституционный закон для Исландии и провело его через парламент.

Введение Конституционного закона (1871)

В 1871 г. датский парламент принял Конституционный закон для Исландии. В нем недвусмысленно утверждалось, что она является неотъемлемой частью Датского королевства, но имеет некоторую автономию. По этому закону датское казначейство обязывалось выплачивать Исландии ежегодную компенсацию, датский Верховный суд оставался высшей судебной инстанцией и для Исландии, но во всем прочем исландцам предоставлялась известная свобода. Выплаты датского казначейства способствовали возникновению национального казначейства Исландии. Закон 1871 г. вызвал у исландцев скорее негативную реакцию, поскольку на деле представлял собой принудительную альтернативу той конституции, которая их устраивала. Когда закон утверждался в альтинге, депутаты предложили целый ряд поправок и дополнений. Они потребовали, в частности, чтобы страной управлял исландский губернатор, подотчетный только королю, а не датский министр по делам Исландии в Копенгагене. Король, однако, не дал своего согласия, и дело зашло в тупик.

В 1873 г. эти конституционные проблемы обсуждались на специальном совещании на Полях Тинга. Многие исландские делегаты были возмущены несговорчивостью датских властей и заявляли, что лучше эмигрировать, чем дальше терпеть подобное унижение. Совещание снова высказалось в пользу первоначального, уже один раз отвергнутого законопроекта, что и было затем принято на сессии альтинга. Вместе с тем альтинг принял петицию к королю, в которой говорилось, что, если король не согласится с требованиями исландцев, пусть сам разработает для них конституцию и введет ее в 1874 г., в тысячелетний юбилей заселения Исландии.

Однако датские власти не обратили внимания на этот оппозиционный выпад, и закон 1871 г. вступил в силу. В числе прочего он предусматривал, что губернатор Исландии будет носить новый титул, по статусу равный наместнику короля. С 1873 по 1904 г., когда Исландия получила, наконец, самоуправление, эту должность занимали Хильмар Финсен (1873-84), БергТорберг (1884-86) и Магнус Стефенсен (1886-1904).

Свободная торговля (1854)

После роспуска Национального собрания 1851 г. Йоун Сигурдссон начал борьбу за свободу торговли. Печально знаменитая торговая монополия была отменена в 1787 г., но, поскольку торговля с Исландией осталась прерогативой подданных датского короля, она по-прежнему контролировалась датскими купцами, к которым смогли присоединиться лишь немногие исландцы. Купечество резко выступало против дальнейшей либерализации торговли, заявляя, что она способна привести лишь к дефициту товаров и голоду в Исландии. Исландцы придерживались иного мнения и принимали на сей счет многочисленные резолюции; из разных частей страны в Копенгаген шли прошения. В конце концов Йоуну Сигурдссону удалось заручиться поддержкой либеральных депутатов датского парламента, и в 1854 г. исландская торговля была объявлена свободной от ограничений и открытой для всех с 1 апреля 1855 г. Преимущества нового положения дали себя знать довольно скоро, хотя датские купцы сохраняли свое значительное влияние еще в течение нескольких десятилетий.

Признаки экономического роста

В XIX в. главным занятием исландцев продолжало оставаться сельское хозяйство, а также рыболовство. Наметился существенный прогресс в строительстве жилья, значительно возросла продуктивность сельского хозяйства и увеличился улов рыбы. В 1837 г. в Южной Исландии возникло сельскохозяйственное общество, которое присуждало фермерам поощрительные премии; в 1899 г. это объединение было преобразовано в Сельскохозяйственное общество Исландии.

Веками англичане, французы, датчане и испанцы ловили рыбу в исландских водах, имея большие прочные корабли, в то время как местные жители выходили в море на маленьких гребных лодках. Во второй половине XIX в. исландцы начали приобретать достаточно крупные шхуны с новейшим рыболовным и парусным оснащением. Это произвело настоящую революцию в рыболовецком промысле, и на месте прежних рыбачьих стоянок стали расти новые деревни и городки. В стране постепенно возникала прослойка профессиональных рыбаков и переработчиков рыбы.

В результате либерализации торговли, которая веками находилась в руках датчан, некоторые исландцы стали купцами. В 1869 г. на северо-западе страны возникла первая торговая компания, которая, впрочем, просуществовала недолго. Следующая, созданная в 1870 г. местным предпринимателем Триггви Гуннарссоном компания в Акурейри оказалась гораздо более долговечной. Она постепенно взяла под свой контроль значительную часть торговых операций на севере и на востоке острова. В 1882 г. в Хусавике на северном побережье была образована первая кооперативная торговая компания, и вскоре подобные кооперативы распространились по всей Исландии. Медленно, но верно местная торговля переходила в руки исландцев.

В 1868 г. открылся   первый сберегательный банк, что ускорило инвестиции в развивающиеся отрасли. Увеличилось издание книг; больше еженедельных газет стало выходить после того, как в 1848 г. была основана первая газета.

Школы, поэты и культура

В XIX в. в Исландии не существовало системы обязательного образования; большинство детей училось чтению и письму дома. Задача начального обучения была возложена на священников; именно они должны были следить за тем, чтобы к конфирмации в 14-летнем возрасте дети могли читать катехизис и другие религиозные тексты. Письмо считалось не таким важным, как чтение (особенно для девочек, согласно широко распространенному в XIX в. мнению).

Немногочисленные начальные школы (самая старая в Эйрарбакки на юге открылась в 1852 г.) были разбросаны по всей стране, во второй половине XIX в. их количество постоянно росло. Единственная высшая школа находилась в Бессастадире с 1805 по 1846 г., а затем переехала в Рейкьявик и разместилась в специально построенном здании, где также несколько десятилетий заседал альтинг. В 1847 г. в Рейкьявике была основана духовная семинария, что послужило первым шагом к созданию системы университетского образования в стране.

Несмотря на нищету и неблагоприятную обстановку, культурная жизнь в стране не замирала. Некоторые учителя в Бессастадире, например, писали стихи и занимались научными исследованиями. Среди них в первую очередь следует упомянуть прекрасного поэта и лингвиста Свейнбьёрна Эгильссона (1791-1852), который стал автором словаря поэтического языка древних скальдов ("Lexicon Poeticum") и перевел "Илиаду" Гомера на исландский язык. Бьёрн Гуннлаугссон (1788-1876) много путешествовал по родной стране, составил ее географическое описание и новую, более точную карту. Сигурд Гудмундссон (1833-74) был превосходным живописцем с развитым художественным вкусом; в 1863 г. он стал собирать коллекцию древностей, которая положила начало Национальному музею Исландии. Магнус Гримссон (1825-60) и Йоун Ауртнасон (1819-87) составили и издали солидные сборники исландского фольклора, а Йоун Тороддсен (1816-68) написал и опубликовал первый роман нового времени.

Вторая половина XIX в. дала миру замечательную плеяду лирических поэтов. Среди них выдается Махтиас Йокумссон, написавший, в частности, исландский национальный гимн, положенный на музыку композитором Свейнбьёрном Свейнбьёрнссоном (1847-1927) и впервые прозвучавший на празднестве в честь тысячелетия Исландии в 1874 г. Следует также упомянуть Стейнгрима Торстейнссона (1831-1913), Грима Томсена (1820-96), Бенедикта Грёндаля (1826-1907), Кристьяуна Йоунссона (1842-69), Хьяульмара Йоунссона (1796-1875) и Гисли Бриньоульфссона (1827-88). С течением времени поэзия в Исландии играла все более значительную роль; поэты воспевали национальную борьбу за свободу и независимость.