Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Мифология

 
Один (выдержка из книги П. А. Мюнха "Мифология Севера: легенды о богах и героях")  


 

Один, верховный бог древнескандинавского пантеона, помимо титула Всеотца выступает под многочисленными другими именами. Его звали Игг (Страшный, Ужасный"), Гагнрад1 ("Заслуживающий Победы"), Херьян2 - ("Воитель"), Хар ("Высокий"), Явнхар - ("Равновысокий"), Триди - ("Третий")3, Хникар4, Хникуд5, Бильейг6 (Одноглазый), Бальейг7 ("Пылающий Глаз"), Бёльверк8 ("Злодей"), Сигфёдр9 ("Отец Сражений и Побед"), Гаут10 ("Создатель" или "Геат"), Роптатир11, Вальфёдр12 - "Отец Мертвых" и так далее. Один был мудрейшим из богов, и у него всегда просили совет, когда в нем нуждались. Он заполучил мудрость, выпив из колодца гиганта Мимира. Отдав один свой глаз в залог Мимиру, Один неизменно фигурирует в мифах как одноглазый бог, об этом говорится даже чаще, чем о его древности. С другой стороны мифы всегда рисуют его сильным и привлекательным, вооруженным копьем и щитом. В Вальгалле и Вингольве, где он пирует вместе с другими богами и павшими воинами, Один ничего не есть и не пьет, кроме вина, которое заменяет ему и мясо, и воду; пищу же, которую ему приносят, он отдает своим двум волкам - Гери и Фреки13. У Одина есть также два ворона, Хугин и Мунин - "Мысль" и "Память", которые сидят на его плечах. Именно им он обязан своим всезнанием; каждый день вороны облетают весь мир, чтобы вернуться к ужину и рассказать Одину обо всем, что видели. Поэтому его иногда называют Богом Воронов. Со своего престола Хлидскьяльв в чертоге Валаскьяльв Один видит все, что произошло и произойдет. На своем восьминогом коне Слейпнире14 - самом быстром коне в мире - он может поехать, куда пожелает. Его копье Гунгнир бьет без промаха. На руке он носит драгоценное кольцо Драупнир, которое каждые девять ночей порождало еще восемь колец, таких же прекрасных.

Поклонение Одину сопровождалось человеческими жертвами, поэтому он считался суровым и жестоким божеством. Точно также как сам Один висел на дереве пронзенный копьем в жертву себе же, согласно древним сказаниям, существовал обычай посвящать человека Одину вешая его на веревке и протыкая копьем. Поэтому скальды называют Одина "богом повешенных" и "владыкой виселиц". Он отправлял своих воронов к таким повешенным, или сам в облике человека приходил к дереву, на котором висел повешенный, и в целях посвящения беседовал с ним. Адам Бременский, ученый XI в., рассказывал, что в священной роще, предназначенной для жертвоприношений, что возле храма в Упсале, на ветках священных деревьев висело много человеческих тел15. Это замечание не оставляет сомнений, что жертвоприношения были связаны с культом бога Одина. Еще можно вспомнить о жертвоприношениях, которые упоминает Снорри Стурлусон в "Саге об Инглингах". В ней рассказывается, что перед смертью Один велел пометить себя острием копья и "присвоил себе всех умерших от оружия... ...Ньёрд тоже велел посвятить себя Одину, когда умирал"16. Таким образом Один признавал не только жертвоприношения через повешение, но и церемониальные обряды, через которые тот, кто хотел избежать смерти, делал надрез на теле копьем. Посвятить Одину можно было и вражескую армию, с которой предстояло сражаться. Тот, кто хотел это сделать, должен был бросить поверх голов вражеских воинов копье со словами посвящения. Считалось, что Один любил такие "жертвоприношения", для него это были важные моменты, он получал в свое распоряжение большое количество воинов, которым впоследствии предстоит сражаться в великой битве против врагов богов и людей.

Среди асов было несколько богов войны, но Один был самым главным. Это по его имени сражение назывались "бурей Одина" и "игрой Игга", а копье - "огонь Одина". Однако почитание Одина верховным божеством не было так уж широко распространено, культ, связанный с его именем, скорее всего, пришел с Юга на Север сравнительно поздно. Ценные сведения о местах поклонения Одину дает изучение топонимов, связанных с именем бога.

Женами Одина были Ёрд и Фригг, его наложницами - великанша Гирд и Ринд. Сыновья - Тор от Ёрд, Бальдр от Фригг, Видар от Грид, Вали от Ринд, и кроме них - Хеймдалль, Хёд и Браги. Все они - боги. Других сыновей зовут Тюр, Мейли17 и Хермод18. Последнего боги посылали в Хель после смерти Бальдра. Древние короли и принцы гордились своим происхождением от Одина, поэтому позже некоторые его сыновья стали считаться основателям родов. Таким был Скьёльд, прародитель датских конунгов, Сэминг19, основатель династии Халейгов, тронхеймских ярлов, Сиги в "Саге о Вёльсунгах" и многие другие.

Примечания

1. Один называется Гагнрадом в "Речах Вафтруднира".

2. Это имя упоминается в "Речах Гримнира".

3. Последние три имени встречаются в "Видении Гюльви" из "Младшей Эдды".

4. Это имя упоминается в "Речах Гримнира".

5. Там же.

6. Там же.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же.

10. Это имя упоминает Эйвинд Погубитель Скальдов в "Речах Хакона".

11. Неизвестно.

12. Это имя упоминается в "Речах Гримнира".

13. Имена волков переводятся как "Жадный" и "Прожорливый".

14. Слейпнир означает "скользящий".

15. Адам Бременский, IV.27.

16. "Сага об Инглингах", IX.

17. Имя этого сына встречается в "Песне о Харбарде".

18. Об этом сыне упоминается только в связи со смертью его брата Бальдра.

19. См. "Перечень Халейгов" Эйвинда Погубителя Скальдов.