Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Мифология

 
Один (из исследования А. Н. Фанталова "Мифология викингов")  


 

Верховное положение в скандинавском пантеоне занял Культурный Герой - Один (германский Вотан, англосаксонский Воден). Его сложный образ трактовался различно. Самая простая трактовка - "верховный бог", посложнее - "бог войны", еще глубже - "По-видимому, Водан в генезисе - хтонический демон, покровитель воинских союзов и воинских инициаций и бог-колдун (шаман)". (Мифы народов мира, 1998. т. 2, 241). Очень важно для нас свидетельство древних римлян, отождествляющих Вотана с Гермесом/Меркурием. Что же послужило причиной подобной идентификации? Гермес в греческой мифологии был вестником богов, покровитель странников, проводник душ умерших. В своем последнем качестве, он, по словам Тахо-Годи, "...выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в Аид, "психопомпа" или помощника на пути в царство мертвых (Hom. Od. 24 1-5). Г. одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти; он посредник между тем и другим, также как и посредник между богами и людьми. <...> Водительство Г. на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям. <...> В период поздней античности возник образ Г. Трисмегиста ("трижды величайшего") в связи с близостью Г. потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и т. н. герметические (тайные, закрытые, доступные только посвященным) сочинения" (Мифы народов мира, 1998. т. 1, 292-293). Гермес обладает и функцией покровителя стад, умножающего приплод. Данный образ вошел и в мифологию этрусков, где существовали сразу близких персонажа - Херме и Турмс. Что же касается римского Меркурия, то считается, что он первоначально являлся богом торговли и обогатил свою символику после слияния своего культа с культом Гермеса. Одной из важнейших функций Одина было собирание душ умерших (но исключительно героев, павших в битве) в своем призрачном дворце Вальгалла. Он покровительствовал храбрым воинам еще при их жизни. Но и хитростью и коварством скандинавский бог обладает в не меньшей степени, чем Гермес. Один явился причиной гибели многих героев, которым помогал прежде (Сигмунда, Хельги, Гейрреда). "Датский король Харальд получил от бога план военных действий и обещание многочисленных побед. Однако во время решающей битвы, Один занял место его колесничего и погубил Харальда. В ответ на вопрос, почему он отобрал обещанную удачу, Один ответил, что 'серый волк наблюдает за чертогами богов'" (Котерелл, 1997, 215). Слова эти отчасти объясняют вероломство скандинавского бога. Предвидя грядущую битву с чудовищными силами хаоса, он стремился любыми средствами собрать в Вальгалле как можно больше славных героев. Из мифов мы знаем об Одине и как о медиаторе. Он добыл в мире теней тайные руны и забрал у великанов мед поэзии. Он спускается в подземный мир и пробуждает от смертного сна вельву - пророчицу, дабы она поведала о судьбах мира ("Старшая Эдда", "Прорицание вельвы"). Важным является и образ Одина-странника, который даже по описанию (плащ, посох, широкополая шляпа) подобен Гермесу. Сопоставление Одина с греческим богом несет в себе большой смысл. Ведь к Гермесу/Меркурию римляне приравнивали и кельтского Луга. Значит, уместно сравнение Луга и скандинавского хозяина Вальгаллы. Ж. Дюмезиль обратил внимание на сходство ирландской пары: Нуаду - Луг и скандинавской - Тюр - Один. В первом случае король Племен Богини Дану Нуаду в бою лишился руки и вынужден был уступить престол Лугу (ибо священная особа монарха не должна иметь физических недостатков). Во втором - Тюр потерял в пасти Мирового Волка правую руку "И потому Тюр однорукий, и не зовут его миротворцем" (Младшая Эдда, 1970, 45). Совпадение обе традиции имеют и в военных атрибутах рассматриваемых персонажей. Оружием Нуаду и Тюра был меч, оружием Луга и Одина - копье. Один, будучи создателем языческих рун и покровителем поэтов близок также и Огме. А это показывает, что можно с большой долей уверенности сопоставить Одина с древним Смертриусом. Их сходством объясняется наличие у скандинавского бога военной функции, отсутствующей у Гермеса. Фактически, можно говорить о двух разновидностях Культурного Героя: посреднике между мирами и легендарного героя. Вероятно, в генезисе оба они есть следствие расщепления единого образа первопредка. Качества предка и воина Гермес не удержал (у греков имелся Геракл, герой и основатель многих династий и народов, в доклассическую и римскую эпохи почитавшийся как бог). Тем не менее, изначально имя Гермеса переводилось как "фаллос" (отсюда понятно изображение Гермеса с бараноголовым фаллосом, змеи как его символ и присутствие греческого бога рядом с Цернунном на монументе из Реймса). Один же в своем многостороннем культе сочетал основную часть символики Культурного Героя. В пользу общности происхождения Одина и Смертриуса/Огмы говорит и вражда к ним обоим чудовищных волков. Смертриус победил своего противника. Но Один в финальной битве был проглочен Мировым Волком Фенриром. По мнению Атта, хозяином человековолка, изображенного на котле из Гундеструпа являлся Громовержец (Таранис). Однако, в скандинавском пантеоне роль Одина чрезвычайно выросла. Этому могла отчасти способствовать трактовка владыки Вальгаллы как предка ряда германских народов и вождей. (Эддический Один сотворил перволюдей - Аска и Эмблю. Саксонский историк Видукинд сообщал, что бог саксов Ирмин, связанный с мировым столпом Ирминсуль, слыл прародителем гермионов. Возможно, это локальный вариант Одина и Мирового Ясеня Иггдрасиля. Далее, Гальфрид Монмутский писал в "Истории бриттов", что Воден был предком саксонских вождей Хенгиста и Хорса. К Одину возводила свою генеалогию и датская королевская династия Скьельдунгов. Наконец, он же считался основателем легендарного рода Вельсунгов (и предком величайшего героя Сигурда - как Луг был отцом Кухулина).

Один и его братья творят мир из тела мертвого гиганта Имира. Это типичный сюжет творения мира из тела первосущества, присутствующий также в индийской мифологии (Пуруша) и даже неиндоиевропейских традициях (Сипактли - месоамериканская мифология; Паньгу - китайская мифология). Боги - Один и его братья убили Имира. Затем они сделали небосвод из его черепа, облака из его мозгов, горы из его костей, землю из его тела и море из его крови. Картина показывает также, как в крови Имира гибнет первая корова Аудумла и младшие великаны. Вдали на лодке изображен великан Бергельмир, спасшийся и давший начало новому поколению исполинов.

Скандинавский Один всегда стремился увеличить свою мудрость. На картине запечатлен сюжет, рассказывающий как бог принес сам себя в жертву "себе же". Он пригвоздил свое тело копьем к великому ясеню Иггдрасиль, провисев на нем "девять долгих дней и ночей". Все это время его душа скиталась в Мертвом Мире и узнала тайну рун (магических письмен). Затем, великан Бельторн - дед Одина по матери преподнес ему рог священного меда и бог восстал из мертвых. Данный миф напоминает сошествие Христа во ад в то время, как он был распят на кресте (крест - аналог мирового древа, не зря говорят "крестное древо"). С другой стороны, сюжет нередко сравнивают с шаманской инициацией.

Над Одином тяготеет рок - ему суждено погибнуть в пасти Мирового Волка Фенрира, одного из трех хтонических чудовищ, порожденных злым Локи (Мировой Волк, Мировой Змей, Хель - владычица преисподней). Фенрир, скованный по приговору богов, томится в подземных пещерах. Но в конце мира он вырвется и вместе с другими монстрами двинется на светлый мир. Этот момент и запечатлен на картине. (Борьба божественного героя и волкоподобного чудовища присутствует также в греческой мифологии (Геракл и Цербер), в зороастрийской мифологии (Гайа Мартан и волк-воитель), в кельтской мифологии (Смертриус и волк Тараниса).

Источник: сайт Фанталова