Первые молниеносные набеги викингов на Британию сопровождались разорением монастырей и поселений: налётчики уносили всё, что в их глазах представляло ценность. Между тем, археолог ун-та Йорка д-р Стив Эшби (Steve Ashby) считает, что не только жажда наживы двигала грабителями.
В 793 г. викинги разграбили крупный монастырь на о. Линдисфарн. Чуть позже – совершили несколько нападений на аббатство о. Айона (Иона). В 806 г. они перебили на Айоне 68 монахов и завладели имуществом монастыря, а через пару десятилетий вообще сожгли его.
На протяжении многих лет среди причин, побуждавших древних скандинавов совершать набеги на Британию, исследователи называли климатические, демографические, технологические и политические условия, а также стремление нажить богатство. Гораздо позже – намерение захватить новые земли и поселиться на них. Но д-р Эшби называет и другие мотивы.
"Мне захотелось понять, что двигало молодыми вождями, решившими совершить такое рискованное морское предприятие. Почему за ними шли люди?" – говорит С. Эшби.
В своём исследовании специалист отмечает, что, фокусируя внимание на материальных выгодах, нельзя сбрасывать со счетов психологические аспекты.
"Тяга к экзотическому, соблазн увидеть неизвестные дотоле скандинавам земли – очень важный фактор, – считает он. – Классическая антропология утверждает, что "мистика экзотики" – серьёзный побуждающий мотив, влиятельные люди часто используют этот фактор в своих целях. И эпоха викингов – не исключение".
В результате набегов викинги привозили домой не только слитки из серебра и золота, но и замечательные работы англосаксонских, франкских, кельтских мастеров. Эти вещи служили напоминанием об успешных походах, статусным символом могущества и власти, призывом к будущим поколениям вновь взяться за оружие. Именно поэтому многие христианские изделия избежали переплавки и даже оказались в языческих погребениях.
С. Эшби подчеркивает, что викинги не просто слепо следовали за своим вождём. Набеги позволяли не только обогатиться, но и продемонстрировать свои навыки и умения перед товарищами и "сильными мира сего". Это была отличная возможность заслужить высокую репутацию, отличиться. В наше время это назвали бы "сделать карьеру".
"Это были не просто грабительские налёты, не просто захват трофеев, – заключает исследователь. – Это было, в том числе, стремление приобрести "социальный капитал" вкупе с тягой к неизвестному. Описывая модель поведения викингов, необходимо учитывать этот существенный момент. Процесс добычи богатства был не менее важен, чем само богатство".
По материалам Past Horizons
|