Эпоха относительно тёплого климата в X-XIII вв. затронула всё северное полушарие. Этот период характеризуется заметным ростом населения, расширением земледельческих угодий, высоким качеством урожаев. Но больше всех дивидендов извлекли из этой ситуации, похоже, жители Скандинавии.
Вопрос о том, как средневековый климатический оптимум (именно так называют специалисты потепление в X-XIII вв.) отразился на жизни древнескандинавских народов, затрагивает в своей только что вышедшей в свет книге американский историк Уильям Роузен (William Rosen).
Викинги, пишет он, образно собирая под этим термином древнескандинавские народы, были прежде всего мореплавателями. Сравниться с ними могли разве что полинезийцы, которые колонизировали Гавайи и Остров Пасхи. В отсутствии современных средств навигации викинги прекрасно ориентировались в открытых водных пространствах.
Одной из веских причин, почему они стали выходить в море, было рыболовство. Ещё задолго до того, как корабли викингов стали бороздить Каспийское и Средиземное моря, навещать английские и ирландские берега с целью грабежа и торговли, скандинавы оттачивали свои морские навыки, добывая себе пропитание – в основном треску, которой изобилуют атлантические воды.
А что в первую очередь важно для рыболовов, задается вопросом Роузен. Не секрет, что все человеческие цивилизации в той или иной мере зависели от погоды. Но особенно сильно зависят от погоды рыбаки, и тем более северные рыбаки, чьи земли окружены холодными морями, полными айсбергов. Даже лишние две тёплые недели в году в таких условиях могут чуть ли не изменить жизнь всего народа.
В своей книге Роузен объясняет механизм изменения климата на планете в X-XIII вв. И хотя причин, почему он изменился, множество, а теорий на этот счёт, вероятно, ещё больше, невозможно отрицать, что в X в. стало теплее, пишет специалист. Об этом даже свидетельствует увеличившееся число погребальных курганов, которые относятся именно к средневековому периоду.
Более проблематично выяснить географию климатических изменений X-XIII вв. Впрочем, совершенно очевидно, что потепление в первую очередь отразилось на Скандинавии, Исландии, Гренландии, где появились крупные европейские поселения, и Англии, на севере которой даже выращивали виноград. Роузен объясняет это "климатическими качелями", более известными как "североатлантические колебания", зоны которого лежат в районе Исландии и Азорских островов.
Нет, конечно, и в эту эпоху случались засухи, неурожай и прочие бедствия, которые регулярно описываются в средневековых хрониках. Но, во-первых, считает автор, люди просто любят больше уделять внимание описаниям катастроф, чем годам достатка, а во-вторых, погода в северном полушарии в это время была намного лучше, чем до и чем после. И это – непреложный факт.
Викинги же оказались теми, кто извлёк наибольшую пользу из потепления, потому что именно скандинавский регион испытал основные климатические изменения в X-XIII вв. Численность населения значительно выросла, и это стало причиной того, что большой людской поток хлынул из Скандинавии. И теперь мы называем эту эпоху "эпохой викингов".
По материалам журнала Salon
|