Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Новости

15-06-2014 | Рагнарёк может быть описанием извержения вулкана

Считается, что викинги не боялись извержения вулканов, понимали, что это природная стихия, и не увековечили их в мифах. Но есть и другая версия. Датский специалист в области скандинавского языка и литературы Матиас Нордвиг предположил, что Рагнарёк – "скандинавский" Конец Света – это не что иное, как описание извержения вулкана.

В 934 г. в Исландии произошло одно из крупнейших в истории страны извержений вулкана. Это проснулась знаменитая Катла. Никогда прежде викинги, которые только недавно заселили остров, не сталкивались с подобными природными явлениями.

Профессор Орхусского университета Матиас Нордвиг вычислил, что извержения вулканов в Исландии происходили примерно раз в поколение. То есть в принципе скандинавы либо слышали об этом явлении от стариков, либо сами наблюдали его. Но как они его объясняли? Ведь в исландских сагах, за малым исключением, нет упоминаний об извержениях.

Нордвиг обратился к мифам других народов. Не секрет, что во многих из них подобные природные явления описываются. Так почему бы древним скандинавам не сделать того же?

Ключ к объяснению, по мнению Нордвига, лежит в иносказательной манере скандинавской мифологии. Он считает, что Рагнарёк, который описывается в "Прорицании вёльвы", как раз и есть такое описание, только оно в некотором смысле зашифровано. Вот некоторые интерпретации, сделанные датским исследователем (перевод стихов – А. И. Корсун):

– "Трепещет Иггдрасиль, // ясень высокий" (Völ., 47): начало извержения, мир содрогается;

– "Гарм лает громко // у Гнипахеллира" (Völ., 49): у собак остро развито чувство опасности, они быстрее людей понимают, что происходит;

– "Ёрмунганд гневно // поворотился; // змей бьет о волны" (Völ., 50): землетрясение, которое сопутствует извержению, вызывает мощный прилив (а подчас и цунами);

– "клекочет орёл, // павших терзает" (Völ., 50): орёл символизирует пепел, падающий на землю во время извержения;

– "Гудит Ётунхейм, // асы на тинге; // карлики стонут // пред каменным входом // в скалах родных" (Völ., 48), "рушатся горы, // мрут великанши" (Völ., 52): ётуны издают громовые звуки, характерные для извержения; стоны карликов, по Нордвигу, означают момент, когда солнце уже не видно из-за газов и пыли;

– "в Хель идут люди, // расколото небо" (Völ., 52): некоторые извержения вызывают разломы почвы; вырывающиеся на многие километры ввысь из образовавшихся дыр газы создают впечатление, что небо расколото.

Разумеется, далеко не все принимают гипотезу Нордвига. Например, его коллега по университету профессор Йенс-Петер Шёдт, специалист в области скандинавской религии, резонно задается вопросом: зачем скандинавам понадобилось описывать извержение таким иносказательным образом.

"В мифах других народов, – утверждает Шёдт, – нет попытки скрыть информацию, спрятать то, о чем в действительности говорится. Миф теряет свое значение, когда он непонятен людям". Шёдт приводит в пример эпизод с Локи, который бьётся в судорогах, когда ему на лицо капает яд, чем вызывает землетрясение. В скандинавском мифе об этом говорится напрямую.

Возникает вопрос, почему в скандинавской мифологии нет упоминаний непосредственно об извержениях. По мнению Шёдта, это связано с тем, что до нас просто не дошли мифы, описывающие это природное явление.

Однако Нордвиг не считает, что предположения Шёдта безупречны. По его словам, миф о Локи был интерпретирован поздними средневековыми авторами, которые и сделали соответствующий вывод. Нордвиг также обращает внимание, что далеко не все доисторические мифы об извержениях вулканов напрямую сообщают о том, о чем хотят поведать.

"Если я прав, и древнескандинавские мифы содержат конкретные описания извержений, – говорит Нордвиг, – у нас есть возможность более ясно представить, как викинги понимали различные явления природы. Это было бы невероятно интересно".

По материалам Science Nordic

Вернуться к списку новостей