Уникальное исследование провели в 2013 г. учёные Ковентрийского университета: проанализировали 1549 персонажей 18 древнеисландских саг с помощью теорий статистической физики. Задачей проекта было выяснить: действующие лица саг – реальные личности или выдумка позднейших авторов (саги, как известно, были записаны через несколько столетий после своего появления).
Основной упор специалисты Ральф Кенна и Патрик Мак Каррон сделали на 5 сагах – "Саге об Эгиле", "Саге о людях из Озёрной долины", "Саге о Ньяле", "Саге о Гисли сыне Кислого" и "Саге о людях из Лососьей долины". В результате анализа получилась оригинальная "социальная сеть" древних исландцев, напоминающая современную.
Значение того или иного персонажа определялось количеством связей с другими героями, а характер связи – тем, чем он по ходу дела занимался: враждебное отношение предполагало поединок, а дружеское – знакомство или беседу, даже если разговор был усыпан угрозами и оскорблениями.
Этот метод уже был опробован теми же специалистами чуть ранее. Кенна и Мак Каррон проанализировали три знаменитых эпических произведения – ирландскую сагу "Похищение быка из Куальнге", англосаксонскую поэму "Беовульф" и древнегреческую поэму "Илиада".
Исследователи применили стандартный статистический инструментарий для изучения реальных социальных сетей – "Фейсбука", в частности. Одна из характерных черт последних – наличие кластеров, то есть скоплений знакомых друг с другом людей. Эти группы связаны между собой через "соединителей". Реальные соцсети подтверждают правило "мир тесен", то есть между двумя любыми людьми не так уж много "соединителей". Если старинные предания основаны на реальных событиях, то они должны подчиняться таким же правилам. И наоборот – второстепенные персонажи откровенно вымышленных историй завязаны исключительно на личности главного протагониста, иначе говоря, изолированы от общества.
Как показал анализ древнеисландских саг, "изолированные герои" встречаются в них редко. Это значит, что перед нами – вполне реалистичная картина древнеисландского общества: тесный мирок с высоким коэффициентом кластеризации, чья структура сбалансирована и распадается на взаимосвязанные малые группы. То есть саги с большей долей вероятности основаны на реальных событиях.
К слову, "Похищение быка из Куальнге", согласно исследованию, – скорее, фантастическое произведение, чем реалистическое повествование. "Беовульф" также обладает фантастическими чертами, но более реалистичен. А вот схема отношений в "Илиаде" напоминает древнеисландский вариант: две большие группы с главными персонажами, обладающими огромным количеством связей, и второстепенными, у которых связей очень мало, и почти все они ведут к основным действующим лицам. Обращаю внимание, что речь идёт не о сражениях с монстрами или других неправдоподобных на современный взгляд событиях, а о структуре произведения.
Разумеется, всё это не означает, что древнеисландские саги абсолютно реалистичны, и в них совершенно отсутствует фантастический элемент. Речь, в первую очередь, идёт о правдоподобности социальной структуры древней Исландии.
Ну, а что касается работы английских учёных, то их исследование, как представляется, – прекрасный пример междисциплинарного подхода к литературе, когда изученный вдоль и поперёк текст внезапно раскрывается по-новому.
По материалам Компьюленты и Daily Mail
|