Какую роль играет пища в древнескандинавской мифологии? В своём исследовании итальянский специалист, доктор Андреа Марасчи попытался ответить на этот вопрос, проанализировав тексты двух Эдд – "Старшей" и "Младшей".
Результатом этой работы явились две небольшие статьи. Одна из них – "Миф о творении и пища в древнескандинавской мифологии". Вторая – "Иггдрасиль и божественная пищевая цепочка" (на англ. яз.).
Марасчи обращает внимание на миф о корове Аудумле, из сосков которой текли молочные реки. Корова лизала солёные камни, в результате чего появился первопредок богов Бури. По мнению специалиста, очевидно, что "пищевой вопрос" играл важную роль в контексте мифологических представлений древних скандинавов о происхождении вселенной.
Вопрос о пропитании упоминается и в мифе о конце света (Рагнарёке). Как сообщает Высокий, в роще Ходдмимир от пламени Сурта укроются два человека – Лив и Ливтрасир, а едой им служит утренняя роса. Затем они заселят мир после Рагнарёка.
Ещё один пример связан с козой по имени Хейдрун и вепрем по имени Сэхримнир. Хейдрун щиплет иглы с ветвей дерева Лерад, а из её вымени течёт мёд. Этот мёд пьют эйнхерии. Кроме того, воины питаются мясом Сэхримнира. Вепря варят каждый день, но к вечеру он снова цел.
На этом, разумеется, примеры Эдд не исчерпываются. А "классической" пищевой цепочкой Марасчи называет древо мира – ясень Иггдрасиль. При этом специалист указывает, что подобные "пищевые вопросы" характерны не только для древнескандинавской, но и для многих других мифологий, включая христианскую.
По материалам Medievalists.net
|