Питейный рог – вероятно, один из самых красивых сосудов, используемых для употребления различных напитков, преимущественно алкогольных. Питейными рогами пользовались ещё в эпоху палеолита, но, пожалуй, наибольшее распространение они получили среди германских народов.
Самый древний известный пример употребления питейного рога – т. н. "Венера Лоссельская". Это барельеф, которому, по оценкам специалистов, 20-25 тыс. лет. На нём изображенная нагая женщина (по всей видимости, божество), явно держащая в руке рог. Правда, неясно, питейный это сосуд или мифический символ изобилия.
Питейный рог широко употреблялся в античное время. Обычай пить вино из рога зафиксирован у фракийцев и скифов. Питейными рогами пользовались древние греки и римляне. И конечно, представители германских племён не могли пройти мимо этого удивительно утончённого предмета.
О питейном роге сообщают многочисленные древнескандинавские тексты: "Тогда она взяла рог, полный меда, и дала ему напиток памяти" ("Речи Сигрдривы"), "Невмоготу мне соблюдать придворные обычаи – пить здравицы из рога и прочее, что подобает делать" (говорит дружинник Торир конунгу в пряди "О Халльдоре, сыне Снорри", II), "Агнарр пришел к Гримниру, принес ему полный рог напиться и сказал, что нехорошо делает конунг, пытая безвинного человека" ("Речи Гримнира", пер. С. Свириденко), "Затем конунг взял плащ из дорогой материи, возложил на Годмунда и даровал ему имя конунга, потом взял большой рог и выпил за Годмунда" ("Прядь о Торстейне Мощь Хуторов", VI). Упоминается питейный рог и в "Беовульфе".
В скандинавской мифологии одному рогу даже присвоено собственное имя – Гьяллархорн (букв. "громкий рог"). Он принадлежит богу Хеймдаллю, который протрубит в рог, возвещая о начале Рагнарёка. Но в "Младшей Эдде" сообщается также о том, что из этого рога пьёт воду мудрый Мимир: "Мимиром зовут владетеля этого источника. Он исполнен мудрости, оттого что пьет воду этого источника из рога Гьяллархорн" ("Младшая Эдда", 15).
Питейный рог делался не только из костей животных. Известны деревянные, металлические, стеклянные рога. Некоторые из них стали настоящими шедеврами – например, утерянные ныне золотые рога из Галлехуса (V в.) или берёзовый рог в металлической оправе из коллекции Стокгольмского музея (XIII в.).
В конце 2013 г. Национальный музей Дании подготовил замечательное издание "История питейных рогов: культура пития в Скандинавии в средние века" (The Story of the Drinking Horn: Drinking Culture in Scandinavia during the Middle Ages). Это внушительный каталог питейных рогов, использовавшихся в описываемое время. Причём автор книги Вивиан Эттинг не ограничивает себя средневековой культурой, но рассказывает также об употреблении рогов в античное время.
В. Эттинг пишет: "Питейные рога были широко распространены в Скандинавии и Германии, но аналогичная традиция зафиксирована и в англосаксонской Англии. Впечатляющие фигурные вещицы в золотых оправах отлично подходили для различных церемоний и торжественных встреч. Эти традиции совершенно очевидны и, возможно, ведут происхождение от Древнего Рима, где рога использовались во время поминальных пиров. Другая сохранившаяся в течение веков интересная особенность – это употребление питейных рогов в качестве жеста приветствия. Даже несмотря на то, что эта удивительная традиция эпохи викингов приходит в упадок в позднее средневековье, обычай продолжал существовать. Это зафиксировано во многих балладах и легендах, в которых часто упоминается о женщинах с питейным рогом в руках. Иногда рог наполнен ядом – и это намёк на магическую особенность питейных рогов".
ВНИМАНИЕ! Объявляю книгу The Story of the Drinking Horn: Drinking Culture in Scandinavia during the Middle Ages в розыск! Буду благодарен за присланные сканы.
|