Скандинавские дохристианские верования современным учёным известны преимущественно благодаря эддической поэзии и сагам. Но за последние полстолетия эти знания заметно обогатились археологическим материалом. Профессор Ларс Йоргенсен (Lars Jørgensen) в своей статье рассказывает об известных религиозных и ритуальных центрах дохристианской Скандинавии.
Эддическая поэзия и саги показывают нам определённый срез, слепок той древнесеверной традиции, которая господствовала незадолго до христианизации. Однако мифы и легенды об антропоморфных персонажах – это ещё далеко не всё, что представляет собой скандинавская религия, пишет Л. Йоргенсен, сотрудник Национального музея Дании.
По всей видимости, древнесеверная традиция претерпевала серьёзные изменения в последние столетия своего существования. В древнескандинавское общество стали проникать сведения о греческих и римских богах, усилилось средиземноморское влияние. Это отражено в лингвистических источниках железного века Скандинавии.
При этом наши знания о дохристианских верованиях скандинавов базируются на письменных источниках, которые были созданы уже в христианскую эпоху. Само собой, что они не могут полностью отражать реальной картины. Чтобы разобраться, необходимо привлекать археологический материал – благо, что теперь он имеется в достатке.
В своей статье Л. Йоргенсен рассказывает о таких религиозных центрах древней Скандинавии как Треллеборг в Дании (в колодцах которого обнаружили кости людей, принесённых, очевидно, в жертву), Лунда в Швеции (функционировал в IV-VII вв.), комплекс около р. Тиссё в Дании, Йеррестад в Швеции (VI-XI вв.), Лилла Уллеви, где шведские археологи в 2007 г. наткнулись на следы почитания бога Улля, и некоторых других.
Статья напечатана в сборнике Die Wikinger und das Fränkische Reich. Называется Norse Religion and Ritual Sites in Scandinavia in the 6th – 11th century (на англ. яз.).
По материалам Medievalists
|