Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Новости

24-06-2015 | Самоубийство в средневековой Исландии

Далеко не все самоубийцы в средневековой Исландии подвергались общественной обструкции, как это было в Европе. Как выяснили специалисты, сам факт самоубийства вовсе не означал для древних исландцев, что душа усопшего обречена вечно скитаться по земле, пугая живущих.

Известно, что христианская церковь в средние века вела непримиримую "борьбу" с самоубийцами. На Арльском соборе в 452 г. они были объявлены "объятыми дьявольским безумством". Орлеанский собор в 533 г. категорически отказал в христианском погребении преступникам, совершившим самоубийство. Бражский собор в 563 г. отказал самоубийцам в отпевании и погребении. С 693 г. от церкви отлучались не только фактические самоубийцы, но и оставшиеся в живых после суицидной попытки.

Однако в Исландии, "на задворках" Европы, не спешили следовать канонической традиции. Согласно законам, пишет финский исследователь ун-та Турку Кирси Канерва (Kirsi Kanerva), самоубийц хоронили вне церковных кладбищ, однако покаяние непосредственно перед смертью делало погребение рядом с церковью всё же возможным.

В древнеисландском обществе, считает К. Канерва, самоубийство как таковое не несло угрозу людям. Возвращаться в виде духов и призраков, по поверьям, могли только сильные личности, у которых была на то серьёзная причина (например, месть). Если самоубийца считался человеком слабым и безвольным при жизни, его нечего было опасаться после смерти.

Проанализировав источники, К. Канерва пришла к выводу, что "беспокойными покойниками-самоубийцами" были люди злобные, эгоистичные и жадные при жизни. Например, берсерки. Женщины, дети или немощные старики, решившие покончить с собой, не превращались в призраков, беспокоящих живущих.

Вместе с тем это не помешало "криминализировать" самоубийство норвежским конунгом Магнусом Исправителем Законов в 1281 г. В "Книге Йона" самоубийство было названо níðingsverk, а собственность самоубийц конфисковывалась.

Со статьёй К. Канервы Having no Power to Return? Suicide and Posthumous Restlessness in Medieval Iceland можно ознакомиться тут.

По материалам Medievalists

Вернуться к списку новостей