Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Общие заметки

 
ЭВОЛЮЦИЯ МАЧТОВЫХ ЦЕРКВЕЙ СКАНДИНАВИИ  


 

Археологические раскопки позволяют нам частично отследить эволюцию каркасных (или мачтовых) церквей: наиболее примитивными предшественниками этих культовых сооружений были частокольные храмы ('palisadekirke').

716533_Stavkirke_1pallisade1 (150x232, 13Kb)

Схематическое изображение каркаса церкви частокольного типа

Отдельные образчики представляли собой просто небольшие участки земли, обнесённые плетнём, иногда обмазанным глиной, и крытые крышей. В идеале и с развитием строительной мысли частокольные церкви стали возводить из расщеплённых пополам плотно подогнанных друг у другу древесных стволов. Плоской стороной столбы разворачивали внутрь. Из-за того, что стены первоначально вкапывали просто в землю, частокольные церкви были сильно подвержены гниению. Строители той эпохи пытались продлить жизнь зданий просто подыскивая сухие возвышенные участки, отдавая предпочтение песчаным почвам. Следующим шагом стала пропитка столбов смолой перед вкапыванием. Затем под церквями стали делать подушку из гравия, а вершиной инженерной мысли в данном направлении можно назвать раму из брусьев, которую устанавливали на крупные камни или насыпь из них.

716533_stavkirke41 (640x460, 49Kb)

Пейзаж Боргунда, середина XIX в.

Последние исследования говорят нам о том, что частокольная форма церквей встречалась вплоть до XII (а то и до XIII) века. И хотя эта конструкция является "прабабушкой" норвежских деревянных шедевров, именно в Норвегии остатков таких храмов не обнаружено. Человеку, озадачившемуся тем, как же в реальной жизни выглядит подобное решение, можно предложить взглянуть на церковь Св. Андрея в Гринстеде, Англия.

716533_Greensted26421 (600x399, 65Kb)

Фотография стены церкви в Гринстеде

Аналогичные конструкции известны и в культуре викингов: стволы деревьев разваливали пополам, вкапывали или вбивали в грунт, перекрывали крышей. Как ни странно, правильно выбранное место позволяло этой конструкции стоять и выполнять свои функции десятилетиями и даже веками. Примером тому могут служить несколько церквей, найденных во время археологических раскопок в Лунде (Швеция).

В церквях "столбового" типа ('stolpekirke') здание опиралось на раму основания, в то время как в землю вкапывались только угловые столбы. Иногда опущенный ниже уровня грунта столб обсыпали не землёй, а гравием. Это замедляло гниение дерева, но, в целом, не было надёжным способом, предотвращавшим это. Здания этого типа легко классифицируются археологами во время раскопок, так как они оставляют после себя очень характерные отверстия в земле. Остатки деревянных конструкций в отверстиях позволяют учёным точнее датировать период существования постройки. Как уже говорилось в самой первой записи из этой серии, например, под церковью в Урнесе было найдено остатки двух предыдущих храмов, причём под самым старшим из них находились христианские могилы.

716533_Stavkirke_2hjornegravd1 (150x236, 13Kb)

Схематическое изображение каркаса церкви столбового типа

До нашего времени в Скандинавии не сохранилось ни одной столбовой церкви, однако раскопки проводятся и в Сети можно найти достаточно описаний фундаментов и дополнительных материалов. Единственным объектом, до сих пор служащим источником дебатов, является деревянная церковь в Ролдале. До недавнего времени её считали мачтовой, однако, после снятия слоя грунта во время очередной реставрации, выяснили, что она стоит на столбах.

716533_stolpekirke_kart11 (443x700, 27Kb)

Карта найденных при раскопках фундаментов столбовых церквей, Норвегия

 

716533_roeldal51 (350x390, 36Kb)

Реконструкция внешнего вида ролдалской церкви

716533_rol_ki1 (596x447, 68Kb)

Современный вид этой же церкви

Столетия шли, строители церквей усиленно искали решение проблемы взаимодействия дерева с грунтовой влагой. В конце концов кто-то начал класть на самое дно отверстий под несущие столбы крупные камни. Венцом эволюции деревянной сакральной архитектуры Скандинавии стали мачтовые церкви, с рамным основанием, покоящимся на приподнятом каменном фундаменте.

716533_Stavkirke_3svill1 (150x209, 13Kb)

Схематическое изображение каркаса церкви мачтового типа

716533_jhjweb11 (354x500, 44Kb)

Самый яркий символ феномена мачтовых церквей Норвегии - ставкирка из Боргунда

На данный момент существует достаточно сжатая классификация мачтовых церквей:

— тип А: здания без свободно стоящих внутри помещения колонн;

— тип Б: церкви с приподнятой за счёт отдельных опор крышей и свободно стоящими внутри колоннами.

Церкви типа A стоят на раме, собранной из четырёх толстых балок, уложенных на каменное основание. Балки соединяются между собой "в лапу". На основаниях опор, располагаемых по углам здания, делаются поперечные вырубки, чтобы при установке они перекрывали уголки венца, предотвращая попадание на него лишней влаги.

В верхней части балок, формирующих раму основания, прорубается желобок. В него вставляются доски, формирующие стены здания. Последняя доска в ряду заостряется вниз клином и вбивается в балку. Поверх сложенной конструкции укладывается верхняя балка с таким же желобком, как и в раме основания, но закрывающим верхний край досок. Вообще, любая церковь мачтового типа может быть условно раздроблена на формирующие её рамы: основания и стен. Рамы стен, в свою очередь, поддерживают стропила, как два основных, так и вспомогательные, которые обычно перекрещиваются. Между стропилами вставляют дополнительные распорки. Качество соединений деревянных элементов церкви проверялось в самых что ни на есть суровых условиях: норвежский климат ласковым назвать достаточно сложно.

Однонефная церковь типа А, как правило, квадратная в плане, с пристроенными хорами, тоже квадратными, немного меньшими по площади. Для начала XII века это наиболее характерная форма. К концу XIII столетия квадрат вытянулся, а хоры в плане стали такими же широкими как и основное помещение. Отдельно можно выделить церкви с одним центральным столбом ('midtmastkirke'), который служит опорой для крыши. Не стоит путать это инженерное решение со сложной конструкцией церквей типа Б. Кроме церкви в Норе, центральные столбы можно увидеть, посетив храмы в Нумедале и Халлингдале.

716533_Kirkerommetsettfrakor_jpg_large1 (620x413, 51Kb)

Центральная опора, церковь в Норе

Однонефные церкви типа А стоят в: Грипе (Grip), Халтдалене (Haltdalen), Ундредале (Undredal), Хедале (Hedal), Рейнли (Reinli), Эйдисборге (Eidsborg), Роллаге (Rollag), Увдале (Uvdal), Норе (Nore), Хёйорде (Høyjord), Røldal (Ролдал) и Гармо (Garmo).

Если перейти к церквям типа Б, то они, в свою очередь, делятся на:

— церкви каупангерской подгруппы (Каупангер (Kaupanger), Урнес (Urnes), Хопперстад (Hopperstad) и Лом (Lom));

— церкви боргундской подгруппы (Боргунд (Borgund), Гол (Gol), Хегге (Hegge), Хурум (Høre), Ломен (Lomen), Рингебю (Ringebu) и Ойе (Øye)).

Первая подгруппа получила своё название в честь мачтовой церкви, до сих пор принимающей прихожан в городке Каупангер, Норвегия. Этот храм примечателен тем, что он "держится" на 22 "мачтах", такого количества опорных столбов нет больше ни у одной церкви данного класса. Ключевыми признаками каупангерской подгруппы являются промежуточные опорные мачты, стоящие не по углам конструкции, а также имитация белокаменной резьбы на капителях. В целом, здания каупангерской группы по визуальной аналогии можно охарактеризовать словом "базилики".

716533_Kaupanger_stave_church__nave_11 (700x457, 233Kb)

Интерьер церкви в Каупангере

Для церквей боргундской подгруппы индикационным признаком являются перекрещивающиеся балки, которые соединяют нижний и верхний ярусы, а также свободно стоящие колонны, формируя таким образом достаточно жёсткую и устойчивую конструкцию, которая чем-то напоминает трифории готических храмов.

716533_Stave_church_Borgund_roof1 (700x464, 279Kb)

Снимок внутренней части крыши боргундской церкви

Для некоторых церквей классификация осложняется последствиями многочисленных ремонтов и переделок, например, в отдельных церквях Валдреса храмы боргундской группы сохранили всего по 4 мачтовые опоры. Ярким примером этому служит церковь в Ломене.

716533_6273811218_de5c336a03_b1 (514x700, 291Kb)

Интерьер ломенской мачтовой церкви

В большинстве мачтовых церквей были или даже сохранились до нашего времени внешние галереи, пристраиваемые по всему периметру здания. Предполагают, что они изначально использовались для создания воздушной прослойки, смягчающей климатические условия внутри храма.

716533_Gol_stavkirke_18831 (465x700, 224Kb)

Эскиз реставрационного проекта голской мачтовой церкви На плане хорошо видно внешнюю галерею

Для церквей типа Б рамка основания, как правило, складывается "в обло", из-за чего балки ложатся в форме октоторпа или диеза. Иногда концы балок выходят за место соединения на метр, а то и два. Концы этих лучей служат подпоркой внешних стен и, например, галереи. Внутренние высокие колонны используются в качестве опор крыши, частично снимая нагрузку со стен. Дощатые стены закрываются поверху ещё одной рамой из балок, на которой покоится крыша, отделённая от бокового придела. Внешне это создаёт ощущение двухуровневости. Высокие центральные колонны усиливают соединительными перекрещенными балками или досками, также скрепляя их со стропилами бокового придела.

716533_HC3B8re_x11 (425x700, 241Kb)

"Срез" интерьера мачтовой церкви в Хуруме

Напоследок нельзя не упомянуть о традиционной дихотомии, которая, чего уж тут скрывать, часто встречается в любой нише научного знания. В целом исследователей мачтовых церквей можно разделить на тех, что считает, что шаблоном им служили южные базилики, и тех, кто видит предками деревянных христианских храмов Скандинавии языческие капища, например, Старую Уппсалу.

И поэтому завершить свой пост я бы хотела произведением, связывающей воедино не только Скандинавию, деревянную архитектуру и языческое прошлое этих суровых земель. Буквально вчера мир в очередной раз увидел самую длинную ночь в году, и теперь день пошёл на прибыль. Картина Карла Ларссона, шведского художника эпохи ар-нуво, переносит нас в эпоху Старой Уппсалы и времена человеческих жертвоприношений. Массивной декорацией, придающей ей особый колорит, является деревянное сооружение, в котором несложно узнать мачтовую церковь. И выглядит она там весьма органично, несмотря на контраст христианской архитектуры и языческого действа. Сам художник считал это полотно венцом своего творчества, сильнейшей и прекраснейшей своей картиной.

716533_Larsson_midvinterblot_skiss_19151 (700x388, 114Kb)

"Зимнее жертвоприношение" (худ. Карл Ларссон, 1915 г.)

Мачтовые церкви Норвегии достойно занимают своё место в мировой сокровищнице ЮНЕСКО, и человеку практически с любой степенью заинтересованности в истории сакральной архитектуры стоило бы увидеть их и осознать пройденный ими путь, от обмазанного глиной плетня до гордых кораблей христианской веры в краю, где ледники по ночам разговаривают с фьордами.

Автор: bjernhona