Не научившись понимать истинный смысл слов,
нельзя знать людей
Конфуций
Если разобраться в сути термина "антинорманизм", то он имеет очень глубокое смысловое значение.
1) Этот термин говорит о том, что придерживающиеся данного направления ДО ПРОВЕДЕНИЯ ЛЮБЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ АПРИОРИ считают, что варяги не могут быть норманнами, скандинавами. Естественно данное утверждение ничего общего с наукой не имеет, а сродни религиозной вере. А верующему что-либо доказывать бесполезно.
2) Элемент – "анти" – в составе этого термина, говорит ПРОТИВ чего выступают члены этой религиозной секты, но абсолютно ничего не говорит о том, за что они выступают. На практике это выразилось в создании самых разных гипотез, когда Русь выводили из любых уголков Европы и производили от любых народов, лишь бы не от скандинавов: от хазар (Эверс), от финнов (Татищев), от литовцев (Костомаров), от восточных славян (Иловайский), от балтийских славян (Забелин) и т. д. Современные антинорманисты решили проблему простым и изящным способом: А. Г. Кузьмин, основоположник современного неонорманизма, заявил, что все эти гипотезы верны одновременно, что существовало множество "Русий" по всей Европе и что все они внесли вклад в образование Руси. Что является полной фантастикой и также не имеет ничего общего с наукой.
3) Второй элемент термина – "норманизм", постоянно используется без четкого определения, что же под ним понимается. Когда же противники скандинавского происхождения Руси пытаются дать определение, что они понимают под "норманизмом" их определения расходятся настолько, что становится ясно, что самого этого явления не существует, что это ярлык, позволяющий навешивать его на кого угодно. Примеры определений "норманизма": "Критерием здесь служит ответ на вопрос: "были ли летописные варяги скандинавами?"" (Романчук 2013) и "Норманист – это тот, кто не различает варягов и скандинавов" (Меркулов 2014). Большая Советская Энциклопедия определяет норманизм так: "НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ – направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Др. Руси… Уже в период формирования норманской теории выявился ее политический смысл, направленный к тому, чтобы представить Древнюю Русь крайне отсталой страной, славян и их потомков – народом, неспособным к самостоятельному историческому развитию, а германцев и норманнов – силой, которая с самого начала русской истории призвана руководить Россией, ее экономикой и культурой". Как бы ни определяли антинорманисты "норманизм", они борются именно против того смысла, что заложен в определении БСЭ. Но из современных профессиональных историков – как отечественных, так и зарубежных – никто не считает Древнюю Русь "крайне отсталой страной", а славян – "народом, неспособным к самостоятельному историческому развитию". Таким образом антинорманисты ведут борьбу с фантомом, существующим только в их собственном воображении.
4) Определения "норманизма", предложенные Меркуловым и Романчуком, указывают, что его авторы ни на секунду не допускают, что варяги и русы могут быть на самом деле скандинавами (то есть не могут допустить то, что собственно утверждает, опираясь на факты археологических находок и сообщения источников, за исключением кучки российских антинорманистов, почти вся наука XIX в. и вся современная историческая отечественная и зарубежная наука). А если допустить, что истина именно в том, что варяги – это скандинавы (серьезный исследователь просто обязан допускать такую возможность), то антинорманизм превращается в ложную гипотезу, не несущую никакого содержания и не имеющую права на существование. Что и требовалось доказать, как говорится в математических учебниках.
Литература
Романчук 2013 – Романчук А. А. Варяго-русский вопрос в современной дискуссии: взгляд со стороны. Вестник КИГИТ, 36 (6), 73-131.
Меркулов 2014 – Меркулов В. И. Теория несогласных с историей России. http://pereformat.ru/2014/03/normannskaya-teoriya (дата обращения 16.09.2016).
|
|