В Упланде, области Швеции севернее озера Меларен, расположенной напротив Финского залива, обнаружено наибольшее в Швеции количество рунических памятников. В 11 выпусках корпуса шведских рунических надписей опубликован 1181 текст. Основная их масса представляет собой мемориальные стелы и относится к XI-XII вв., хотя встречаются отдельные более ранние (Х в.) и более поздние (вплоть до XVII в.) надписи. В ходе реставрации средневековых церквей, при земляных работах и археологических раскопках постоянно обнаруживаются новые памятники. В первую очередь это мемориальные стелы, использованные в разное время при строительстве или ремонте церковных зданий. Так, при реставрационных работах в упсальском кафедральном соборе в основании колонн были найдены фрагменты четырех памятников, один из которых высечен мастером Эпиром. Эта стела была сделана в память о человеке, ездившем в Грецию. Важная находка была сделана при прокладке новой дороги к стокгольмскому аэропорту Арланда: почти полностью сохранившийся памятник, посвященный погибшему дружиннику Ингвара. Еще большее количество новых материалов приносят раскопки средневековых городов. Как и в Лёдёсе (Вестеръётланд) и Лунде (Сконе), в городских центрах Упланда уже в XI, а особенно в ХII-ХIII вв. письменность была развита достаточно широко, о чем свидетельствуют многочисленные бытовые надписи на костях, деревянных дощечках, различных предметах. Особенно богатый материал дали раскопки конца 1980-х годов в Сигтуне, откуда происходят несколько десятков надписей на костях, в том числе "характеристика" конунга: "Конунг - самый щедрый на яства, он - самый богатый, он - исполнен милостей" (XII в.). На предметах церковной утвари, металлической посуде, оружии и дощечках чаще всего вырезаны надписи, содержащие указания на владельца предмета или мастера, изготовившего его.
Стелы Х-ХII вв. по большей части установлены в честь умерших дома или в других странах и, как правило, не связаны с захоронениями. На камнях высечены надписи со стереотипной формулой, распространенной во всех областях Швеции: "N. велел установить (установил) этот камень по N. своему отцу (брату, сыну и т. д.)". В Упланде значительно больше, чем в других областях Швеции, орнаментированных камней с разнообразными обильными и сложными орнаментальными мотивами (звериными, ленточными, растительными), которые вместе с сёдерманландскими памятниками образуют так называемый среднешведский рунический стиль. Упландские памятники дают богатейший материал для изучения развития различных стилей в изобразительном искусстве Швеции X-XII вв.
Содержание большинства упландских надписей, как и текстов из других частей Скандинавии, стереотипно. Однако сохранилось немало памятников, где упомянуты некоторые события внутри- и внешнеполитической жизни упландцев. Можно отметить интерес авторов стел к характеристике деятельности лица, в честь которого воздвигался памятник. Поэтому во многих случаях надписи свидетельствуют о важной роли Упланда в развитии Скандинавии X-XII вв. Относительно широкие для того времени международные контакты (военные и торговые) отражены в географической номенклатуре надписей. Упомянуты некоторые исторические события, известные и по более поздним литературным источникам.
Судя по руническим надписям, жители Упланда принимали активное участие во внешнеполитической жизни Скандинавских стран: ходили в походы на запад и восток Европы, вместе с войском Кнута Великого участвовали в завоевании Англии, плавали в Италию, Палестину и Византию, занимались торговлей со многими странами.
Значительное количество текстов - 31 - посвящено людям, побывавшим в Восточной Европе: в прибалтийских землях, в Новгороде, на Руси. Многочисленность надписей и разнообразие сведений, приводимых в них, указывают на близость и прочность отношений между Упландом и Русью, что вполне естественно в связи с географическим положением этой области.
Большая часть упландских памятников воздвигнута после введения христианства в Швеции, что отражено и в текстах, и в орнаментике рунических камней.
Источник: Е. А. Мельникова. Скандинавские рунические надписи |
|