Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Корабли

 
ТУНЕ  


 

Корабль из Туне был первым раскопанным викингским судном и до сих пор остаётся третьим по сохранности среди всех найденных кораблей викингов.

Он был обнаружен в 1867 г. неподалеку от г. Фредрикстад в местечке Рольвсёй, Эстфолл. Могильный курган, где находился корабль, был необычно огромным – около 80 м в диаметре и 4 м в высоту. Это один из самых больших могильных курганов в Норвегии. При этом не исключено, что курган изначально мог быть ещё больше: очевидно, что землю из него забирали местные фермеры для своих нужд. К тому времени, как археологи приступили к официальным раскопкам, курган был уже вскрыт. Это значит, что кислород начал поступать внутрь, что крайне неблагоприятно сказывается на древних артефактах.

Раскопки велись известным норвежским профессором Олафом Рюгом (1833-1899) и длились всего 2 недели. Из-за того, что работы были скоротечными, корабль получил небольшие повреждения: в нескольких местах можно заметить отметины от лопат. Чтобы поднять судно, был установлен специальный каркас. С помощью лошадей корабль подняли из кургана и по р. Гломме доставили на барже в Осло-фьорд, а уже затем отправили в столицу. Некоторое время судно оставалось на открытом воздухе, но потом обзавелось временным помещением.

Корабль из Туне был раскопан в то время, когда современная археология находилась в зачаточном состоянии. Из-за варварского способа ведения раскопок тело человека, захороненного в кургане, было уничтожено. Погибли или были повреждены многие артефакты. Те, что "выжили", были занесены в специальный реестр, но затем некоторые из них исчезли – вероятно, были украдены. Те артефакты, которые всё-таки дошли до музея, находятся в очень плохом состоянии.

В кургане корабль располагался по оси север-юг. Изнутри был покрыт мхом и можжевельником. В центре находилась погребальная камера с плоской крышкой. В ней находились останки человека. Историкам неизвестно его имя, но, по всей видимости, это был богатый и могущественный хёвдинг или ярл.

Даже несмотря на то, что могила, по сути, была разграблена, а сохранилось лишь небольшое количество артефактов, очевидно, что этот человек обладал высоким социальным статусом. Например, об этом свидетельствует наличие в кургане останков трёх лошадей – одной непосредственно в корабле и ещё двух рядом с судном. Археологи также обнаружили остатки оружия – рукоять меча, два наконечника копья, щит и то, что, вероятнее всего, было кольчугой. Кроме того, были найдены бусины, остатки одежды, часть лыж, а также седла, несколько резных кусков из дерева неизвестного назначения.

Из-за того, что палубные доски корабля не сохранились, можно увидеть, как крепилась мачта судна. Несмотря на то, что корабль из Туне меньше кораблей из Гокстада и Осеберга, крепление мачты – намного серьёзнее, чем на тех суднах. Такое крепление позволяло иметь огромный парус – площадью до 100 кв. метров. Вкупе с другими техническими характеристиками это обеспечивало кораблю высокую скорость и манёвренность. С другой стороны грузоподъёмность корабля не слишком большая. Он мог перевозить дорогие и лёгкие товары – мехов, стекла, рабов. Но, возможно, судно использовалось для совершенно других целей. По всей видимости, это был боевой корабль.

Судно из Туне было построено примерно в 900 г. При обшивке использовался дуб. С каждый стороны имеется 12 отверстий для вёсел. Это значит, что экипаж состоял из 24 гребцов плюс рулевой и наблюдатель. Однако вёсла на корабле не обнаружили.

Длина корабля составляет 18,7 м, ширина – 4,2 м. Всего было 12 рядов наружной обшивки, что делало борт судна довольно внушительным, предотвращая его от потопления из-за высоких волн. В настоящее время осталось только 10 рядов, 2 верхних, вероятно, сгнили, но о том, что они существовали, – бесспорный факт.

Источник: сайт музея кораблей викингов в Осло


рис. 1. Мидель-шпангоут судна из Туне, реконструированный вплоть до бимсов выставлены их реконструкции