I
Торгейр и Тормод остались на лето на Косе (1), и все очень боялись их. Осенью они выехали к Дымным Холмам к Торгильсу сыну Ари и перезимовали у него. Весной с юга приехал *Иллуги Черный (2) сын Ари и с ним три десятка людей. Его радушно приняли. Иллуги рассказал своему родичу Торгейру, что уже договорился о том, что его вывезут из страны; корабль стоит на юге в Хрутовом Фьорде напротив Разлива, и для Торгейра куплено место. Затем Торгильс и Иллуги распорядились отвезти пожитки Торгейра на судно, но сами выезжать вслед не спешили и ждали, пока Торстейн сын Кугги (3) не уедет на альтинг. Поэтому первую половину альтинга они сидели дома на Дымных Холмах.
Как только Торгильс и Иллуги узнали, что Торстейн уже выехал на альтинг, они тронулись в путь с шестью десятками людей. Названные братья Торгейр и Тормод были с ними. Вот все едут, разбившись по несколько человек. Названные Братья подъезжают к реке, которая зовется Стремнина - она течет во Фьорде Гильса (4), - и тут Торгейр сказал:
- Как думаешь, есть ли где-нибудь двое других названных братьев, которые были бы нам ровней по доблести и отваге?
Тормод отвечает:
- Наверное, найдутся, если далеко поискать.
Торгейр сказал:
- А я думаю, что в Исландии других таких нет. Как ты думаешь, кто из нас двоих победит, если мы померимся силой?
- Этого я не знаю, - говорит Тормод, - но знаю другое: этот вопрос кладет конец нашему союзу и совместным походам.
В этот миг Торгейр проезжал реку вброд в том месте, что у подножия утеса. Шел снег, и конь почти плыл под ним; перейдя брод, он спешился. Тут он заметил, что Тормод повернул своего коня вспять (5). Торгейр крикнул, чтобы Тормод подъезжал к утесу.
Тормод отвечает:
- Нынче мы впервые расстаемся друг с другом; поезжай и будь удачлив!
После этого Тормод поехал обратно по Фьорду Гильса и не делал передышки, покуда не прибыл в Горячее Жилье к своему отцу Берси.
Расставшись с Тормодом, Торгейр сел верхом и поехал вслед за своими; когда он прибыл на Грязное Жилье, люди Торгильса уже уехали в Свиную Долину. Торгейр ехал в большой спешке.
На Маровом Болоте жил человек по имени Хленни; у него был работник по имени Торви, по прозвищу Посох. Этот Торви спустился с хутора к реке за вязанкой хвороста; собрав хворост, он взвалил ношу себе на спину. В это время Торгейр ехал по другому берегу. Поравнявшись с Торви, Торгейр окликнул его и спросил об имени, но Торви этого не услышал, потому что звуки речи потонули в треске хвороста; Торгейр же хотел узнать про свой отряд и окликнул Торви еще несколько раз, но тот ничего не слышал. Вскоре Торгейру надоело кричать и он разгневался: у него и прежде было тяжело на душе. Он переправляется через реку и пронзает Торви копьем. Тот сразу же умер. Место, где это случилось, с тех нор называется Посошным Ручьем (6).
Торгейр ехал своей дорогой, пока не нагнал Иллуги с Торгильсом южнее Узкого Пролива. Он рассказывает им про убийство Торви. Они сочли известие дурным.
II
Торгейр отъехал немного вперед (7) и проезжал Крутую Гору (8) с юга; в этот час люди стояли там на дворе. Пастух уже пригнал скотину домой, стоял на выгоне, опершись на свой посох, и беседовал с другими людьми. Посох был коротким, а человек уставшим; стоял он поэтому ссутулившись, выгнув спину и вытянув шею. Увидев это, Торгейр занес секиру и с размаху опустил на шею. Секира была острой, и голова отлетела от туловища и далеко укатилась. Затем Торгейр поехал дальше, а у стоявших на выгоне опустились руки. Вскоре после этого хутор проезжали братья Торгисль и Иллуги (9); им рассказали новости, и они сочли случившееся неподобающим. Рассказывают, что братья заплатили за это убийство виру от имени Торгейра. Потом они едут навстречу ему. Он приветствует их. Они спросили, ради чего Торгейр совершил это убийство, и чем этот человек не угодил ему.
Торгейр отвечает:
- Ничем он меня не обидел, но я взаправду не смог удержаться, раз он встал так удобно для удара.
- Из этого видно, - сказал Торгисль, - что руки не доведут тебя до добра. Однако мы заплатили виру за это убийство.
Затем все вместе едут к кораблю.
III
Следующей весной (10) случилось так, что Торгейр и Тормод выехали на север к Косе: они дошли до самого Углового Мыса. Однажды они отправились на скалы собирать дягиль (11) и на отроге, который с тех пор зовется Торгейровым, срезали много крупных стеблей. Тормод должен был вынести их наверх, а Торгейр остался внизу. Тут под его ногами осыпалась почва; спасло его то, что удалось зацепиться за стебель одного из растений. Торгейр повис на нем - а иначе бы он упал в пропасть: до земли было шестьдесят саженей, а под ногами прибрежные камни. Он не мог сам подняться наверх и остался висеть; звать Тормода на подмогу он ни в коем случае не желал, даже если бы пришлось упасть и разбиться насмерть, что было весьма вероятно. Тормод ждал его на вершине скалы - он полагал, что Торгейр сам поднимется к нему; когда же ему показалось, что Торгейр задерживается дольше положенного, он спустился на скальный уступ, окликнул Торгейра и спросил, чего ради тот не приходит и набрал ли он дягиля вдосталь. Торгейр отвечает ровным голосом, без тени тревоги:
- С меня будет довольно, когда оборвется тот, за который я держусь.
Тут Тормод заподозрил, что Торгейру самому не выбраться; он спускается на отрог и видит, что тот вот-вот сорвется. Тормод подхватывает его и вытаскивает наверх; к этому времени дягиль уже весь изогнулся. Затем они отправляются за поживой на побережье.
По этому случаю можно понять, что Торгейр был бесстрашен и не боялся смерти, а сила, удаль и боевая сноровка были при нем, как и подобает мужчине. Люди рассказывают, что однажды зимой на Дымных Холмах (12) гостили сразу трое - Торгейр, Тормод и Греттир Силач сын Асмунда, и силы Греттира и названных братьев были примерно равны, когда те были вместе. Рассказывают также, что Торгисля как-то спросили у Скалы Закона на альтинге (13), есть ли во всей Исландии люди храбрей его зимних гостей, которые вообще чужды страха, и Торгисль сказал, что это не совсем так:
- Ибо Греттир боится темноты (14), а Тормод боится Бога (15), - а вот Торгейр, по его словам, не боится ничего на свете и остается невозмутим в самый опасный миг.
После этого Торгейр с Тормодом поехали обратно на юг с той поживой, какую им удалось собрать. Торгейр вернулся на Холмы Дымов, а Тормод - к себе в Горячее Жилье. Летом Торгейр снарядил свой корабль к отплытию.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Торгейр и Тормод остались на лето на Косе - действие данного эпизода начинается летом 1013 г., после убийства Торгисля сына Мара, о котором рассказывалось в саге раньше.
2. Иллуги Черный - описка рассказчика. Из контекста ясно, что имеется в виду родной брат Торгисля сына Ари и двоюродный брат самого Торгейра Иллуги сын Ари.
3. Торстейн сын Кугги - хёвдинг из Брейдафьорда, в 1013 г. вел тяжбу по убийству Торгисля сына Мара и добился объявления Торгейра вне закона. Об этом рассказывается как в "Саге о Названных Братьях" (гл. 7), так и в "Саге о Греттире" - гл. 27.
4. ...подъезжают к реке, которая зовется Стремнина... Комментаторы установили, что реки с таким названием нет. Рядом с бродом, по которому переправляется Торгейр, есть утес под названием Стремнина (Drífandi). Скорее всего, название Стремнина (Drífandi) в древнюю эпоху относилось именно к реке, и лишь впоследствии было перенесено на соседний утес.
5. Тормод повернул своего коня вспять. Указание, что ссора между побратимами произошла посередине реки, имеет символическое значение. Читатель может сам убедиться, что весь эпизод ссоры изложен значительно более эмоционально, но в то же время) и менее конкретно, чем в тексте основной редакции "Саги о Названных Братьях" (М).
6. Топоним Посошный Ручей действительно локализуется в данной округе, неподалеку от хутора на Маровом Болоте.
7. Вторая прядь является непосредственным продолжением эпизода с убийствами, совершаемыми Торгейром по пути к кораблю. Рассказчик прослеживает путь героя от хутора Дымных Холмов до Разлива в Медвежачьем Фьорде, где стоит корабль, на котором ему предстоит отплыть. Вначале Торгейр проезжает Фьорд Гильса, где, согласно первой пряди, происходит его размолвка с Тормодом, затем спускается на юг в Долины, где сначала убивает Торви Посоха (первая прядь), затем убивает Бьярни и Скува в Собачьей Долине (об этом рассказывается в основном тексте саги), затем поворачивает на восток к озеру Разлив и на подходе к месту назначения убивает пастуха (вторая прядь).
8. Хутор Крутая Гора находится в Долине Северной Реки. В устье этой реки, согласно саге, была устроена корабельная пристань, к которой спешил Торгейр.
9. Торгейр отъехал немного вперед... Затем хутор проезжали братья Торгильс и Иллуги. Внимательный читатель обратит внимание, что первое убийство на пути к кораблю Торгейр совершает, отстав от своего отряда, Скува с Бьярни он убивает, когда едет вровень со всеми, а в сцене последнего убийства он уже едет впереди отряда.
10. Действие третьей пряди приурочено к эпизоду, когда Торгейр и Тормод вновь встречаются после размолвки, и Торгейр просит Тормода позаботиться о кузнеце Веглаге: эпизод приблизительно локализуется 1020 г. Место действия - то же, что в начале первой пряди - т. н. Общинные земли или Коса. Угловой Мыс расположен на северо-восточной оконечности четверти Западных Фьордов.
11. Дягиль (Angelica archangelica) ценился, по-видимому, как лекарственное растение. Неясно, зачем героям понадобилось собирать его на обрывистых скалах Углового Мыса. В настоящее время дягиль в этом месте не растет.
12. Однажды зимой на Дымных Холмах гостили Торгейр, Тормод и Грeттир Силач сын Асмунда... Об этом эпизоде рассказывается в "Саге о Греттире": если он вообще имел место, то должен был случиться раньше - в 1016-1017 гг.
13. Торгисля как-то спросили у Скалы Закона на альтинге - в версии "Саги о Греттире" Торгисля расспрашивает законоговоритель Скафти.
14. Греттир боится темноты - в "Саге о Греттире" этот мотив играет важную композиционную роль: после схватки с привидением Греттира мучают ночные кошмары, и он не может оставаться ночью один.
15. Тормод боится Бога... Данная черта, пожалуй, мотивирована только тем, что Тормоду посчастливилось пасть в битве вместе с конунгом Олавом Святым, дружинником которого он был. Поведение Тормода в саге не дает никаких оснований подозревать его в религиозном рвении.
* * *
Три пряди о Названных братьях Торгейре и Тормоде - об убийстве Торви Посоха, об убийстве пастуха и о собирании дягиля - сохранились только в составе пространной версии "Саги о Названных Братьях", представленной в "Книге с Плоского Острова" (F). В других редакциях "Саги о Названных Братьях" нет ни самих прядей, ни упоминания об эпизодах, которым они посвящены. Остается неясным, были ли пряди в протографе саги. В то же время их связь с устной традицией представляется бесспорной: в двух случаях рассказ подкрепляется ссылкой на топонимы, известные в тех округах, где развертывается действие. Историческая достоверность сообщаемого не может быть твердо установлена. В "Драпе о Торгейре" Тормод не упоминает об убийствах Торви Посоха и пастуха с Крутой Горы, о которых рассказывается в первых двух прядях. Вместе с тем, эти убийства внешне немотивированы, а их жертвы - люди низкого звания; таким образом, данные эпизоды даже с натяжкой не могут быть причислены к подвигам, которые стоит перечислять в поминальной драпе. Гораздо более интересно то обстоятельство, что данные пряди отражают массовые представления исландцев XI-XIII вв. о характере главных героев саги. Даже если знаменитый эпизод с собиранием дягиля (третья прядь) является легендой, он наилучшим образом иллюстрирует образ Торгейра сына Хавара.
Особую проблему составляет соотношение между прядями и другими саговыми текстами. В третьей пряди упоминается о пребывании Названных Братьев вместе с Греттиром сыном Асмунда; об этом эпизоде более подробно рассказывается в поздно записанной "Саге о Греттире" (гл. L-LI). Большинство комментаторов полагает, что "Книга с Плоского Острова" пересказывает здесь эту сагу. Однако не менее вероятно, что "Сага о Греттире" предлагает здесь литературную обработку если не письменного текста ранней версии "Саги о Названных Братьях", то устного предания, послужившего источником пряди. Так или иначе, между "Сагой о Греттире" и "Сагой о Названных Братьях" в редакции "Книги с Плоского Острова" (F) обнаруживается определенный параллелизм. Так, "Сага о Греттире" упоминает о том, что Торгейр убил Торви Посоха (гл. XXVII), из версий "Саги о Названных Братьях" об этом сообщает только F (см. первую прядь).
Пряди переводятся на русский язык впервые. Перевод сделан по изданию Íslensk Fornrit VI и сверен с изданием.
Кроме данных трех эпизодов, в редакции F есть еще один отсутствующий в других версиях эпизод, который можно считать прядью - рассказ о схватке Тормода с управителем Каром в Гренландии. Однако он не обладает достаточной композиционной цельностью, чтобы его можно было извлечь из контекста связного повествования.
Перевод: А. В. Циммерлинг
Источник: Исландские саги. Том 1. - М.: Языки славянской культуры, 2002. |