Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Письменные источники

 
Перечень городов и мест упокоения святых  

Источник: ИНТИНЕРАРИИ В РИМ, КОНСТАНТИНОПОЛЬ И СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ


 

Древнеисландское сочинение посвящено описанию святынь городов, лежащих на пути пилигримов от Рима до Иерусалима через Константинополь. Сведения о Риме и городах Италии не отличаются оригинальностью и во многом сходны с сообщениями аббата Николая (см. выше), текстуальные совпадения, однако, отсутствуют. Столь же традиционна для этого жанра и информация (довольно краткая по сравнению с западноевропейскими сочинениями) о Палестине. Значительно более подробно описание Константинополя, не имеющее параллелей в древнескандинавской литературе1. Не установлен и его источник, так же как и источники описания Палестины и Иерусалима, хотя Святая Земля и Иерусалим не раз упоминаются и описываются в сагах и итинерариях (см. "Дорожник" аббата Николая), в Kirjalax saga содержится близкое к публикуемому описание Иерусалима, равно как и в рукописи AM 736 I, 4°; краткое перечисление святынь Иерусалима представлено в "Дорожнике" аббата Николая, а в рукописях AM 544, 4° и AM 736 I, 4° имеется его схематический план. Можно предполагать, как и в случаях с итинерариями, что сочинение основано на воспоминаниях скандинавского паломника, побывавшего в Риме, Константинополе и Иерусалиме.

Рукописи

AM 194, 8° – пергамен, 52 л., 1387 г., л. 16r – 19r, без заголовка.

AM 544, 4° – пергамен, 107 л., между 1320-1334 гг., л. 14r, конец сочинения попадает на лакуну. Заголовок: Um borga skiptan ос legstaðe heilagra manna. Далее нв.

AM 736 I, 4° – пергамен, 2 л., около 1300 г., л. 2v, без заголовка, содержит только описание Иерусалима.

Издания

Werlauff E. C. Symbolae ad geographiam medii avi, ex monumentis islandicis. Hauniae, 1821. S. 56-59; Rafh K. Antiquités Russes d'après les monuments historiques des Islandais et des anciens Scandinaves. Copenhague, 1852. Т. II. P. 416-420; Alfræði Íslenzk. Islands encyklopædisk litteratur / K. Kålund. København, 1908. В. I. Cod. Mbr. 194,8°. S. 23-31; Hauksbók / Eirikur Jónsson, Finnur Jónsson. København, 1892-1896. S. 176-177.

Переводы

На английский язык: Kedar B. Z., Westergård-Nielsen C. Icelanders in the Crusader Kingdom of Jerusalem: a Twelfth-Century Account // Medieval Scandinavia. Odense, 1982. Vol. 11. P. 206-209.

Литература

F. Jónsson // Hauksbók / Finnur Jónsson. København, 1892-1896. S. CXVII-CXVIII; Kålund K. 11 Alfræði Íslenzk. Islands encyklopædisk litteratur. København, 1908. В. I. Cod. Mbr. 194,8°/ K. Kålund. S. XXI; Rafn K. Antiquités Russes d'après les monuments historiques des Islandais et des anciens Scandinaves. Copenhague, 1852. Т. II. P. 415-416; Kedar B. Z., Westergård-Nielsen С. Icelanders in the Crusader Kingdom of Jerusalem: a Twelfth-Century Account // Medieval Scandinavia. Odense, 1982. Vol. II. P. 193-211.

Комментарии

1. См.: Merkati S. G. Sanktuari e reliquie Constantinopolitane secondo il codice ottoboniano latino 169 prima della conquista latina (1204) // Rendiconti della Pontificia Romana di Archeologia. 1936. Vol. XII; La géographiе ecclesiastique de l'Empire Byzantin. Paris, 1953; Janin R. Constantinople Byzantine. Développement urbain et répertoire topographique. Paris.

Текст (перевод)

Ромаборг (Рим)1 превыше всех городов, и по сравнению с ним все города [могут] считаться как бы селениями, потому что земля, и камни, и все улицы его красны от крови святых людей. Там были знаменитейшие хёвдинги, Петр и Павел, и Лаврентий, и святые реликвии святого апостола Андрея, который был распят в том городе в Грикланде (Византия), который называется Патера. В Ромаборге пять больших монастырей, в каждом из которых семь кардиналов. Знаменитейший из этих монастырей тот, в котором покоятся Петр и Павел. Другой – монастырь св. Марии. Третий – тот, где находится голова св. Павла, и там находится Остийская дорога (Via Ostensi). Четвертый – св. Лаврентия <вне города>2, пятый в Лат[е]ране, св. Иоанна Крестителя, <там находится крест Иоанна Крестителя>, и там владение папы, там епископом кардинал, и не может там отправлять службу никто, имеющий сан ниже епископа, потому что там находится кровь Христова <в алтаре>, и одежды Марии, и многие из костей Иоанна Крестителя.

В Беневенто покоится св. <апостол> Бартоломей, привезенный из Дальнего Индиаланда3. В Салерно покоится св. Матфей <евангелист>, приехавший из Блаланда (Эфиопия?). В Пуле (Апулия) находится Сипунт (Манфредония) и Монте Гаргано, там покоится св. Михаил <архангел>, и Монте Кассино, там был аббатом Бенедикт и Схоластика, сестра его; там она покоится, а Бенедикт – за горами на севере в <западном> Фракланде, в Флориаке. В Бари покоится св. Николай, выросший в том городе, который называется Патара, он был епископом в Миррее, оттуда купцы привезли его в Бари, и приехали [они] через шесть ночей после весеннего праздника поклонения кресту с его святыми останками. В Пуле находится Траон (Трани), там покоятся Симеон и Иуда. Там есть город, который называется Капа (Капуя), там покоится апостол Фома, привезенный из Сюрланда (Сирия). В Фенейе (Венеции) покоится евангелист Марк, привезенный из Египталанда, из Александрии. В Спаниаланде (Испания) покоится Винсент. В Галиции покоится Иаков, брат апостола Иона. Епископ Мартин покоится в Type. Эгидий покоится в Провансе. В Париже покоится епископ Дионисий. В Рейнсборге (Реймс) покоится св. Ремигий.

В Миклагарде (Константинополе) есть церковь, которая называется Эгисив (Агио-София), в этой церкви находится крест Господень, который привезла туда госпожа Елена. В этом городе покоятся Филипп и Иаков, Лука и Тимофей и правая рука св. Стефана, плащ Господа нашего, голова Иоанна Крестителя и головы Авраама, Исаака, Иакова, там находится и колыбель, в которую был положен Господь наш. В Азиаланде находится Эфес, там гробница Иоанна евангелиста. В Миклагарде в одном древнем Полоте (императорский дворец) находится писание, которое Господь наш написал сам своей <благословенной> рукой, копье и гвозди, терновый венец, накидка, капюшон, кнут, плащ, туфли, камень, который лежал в гробу под головой Господа нашего, и саван с платком и кровью Христовой, сосуд для омовения и тот плат, которым он утерся, пояс св. Марии с ее посохом, голова Иоанна Крестителя и рука с кистью, жезл Моисея, одеяние святого пророка Илии <, рог, из которого помазывали иудейских королей>, рука святого апостола Андрея и кисть руки святого апостола Павла, голова евангелиста Луки, голова <мученика> Феодора, голова апостола Фомы и его пальцы, голова Григория, архиепископа Эрмланда Великого (Великой Армении), волосы Григория Назианзина, одежды мученика Димитрия, трон конунга Давида, упряжь [, принадлежавшая] конунгу Константину <и его матери Елене>, кровь мученика Пантелеймона с молоком, которое текло из раны, когда он был четвертован, часть руки4 св. Петра, серебряный крест, равный по длине телу Христову, три медных трубы, в которые велел трубить Иешуа семь дней, прежде чем пал город Иерихон, тот камень, который лежал у колодца, где Господь разговаривал с самаритянками, серебряный крест, выложенный драгоценными камнями. Этот крест конунг Константин сделал по подобию того креста, который он видел в небе вместе с образами св. Марии и Иисуса Христа, ее сына; этот образ был пронзен неким иудеем ножом в горло и кровоточил. Там покоится и Иаков, брат Господа, и Симеон, который привел Христа к алтарю древних, Захарий, отец Иоанна Крестителя, и 12 жезлов, которые носили апостолы, топор Ноя, которым он строил ковчег, голова апостола Матфея. Там покоится конунг Константин Великий и Елена, его мать, и многие другие императоры. В Миклагарде находятся те пелены, в которые заворачивали Христа, и то золото, которое изготовил некий чудодей, и множество других святых реликвий5.

С юга находится дверь в той церкви, которая стоит на Голгофе, и когда входят [в нее], то по правую сторону есть часовня, где по кресту Господа стекает кровь, и ее можно видеть. На восток от этой часовни находится скала, а к северу от скалы – винтовая лестница из 19 ступеней, по которой [можно] подняться наверх на скалу. Затем в фадме на восток от этого места стоял крест Господень, на котором он был распят; там есть пещера в скале, и там в часовне часто проступает кровь. В фадме к югу отсюда есть трещина в скале, где скала раскололась, когда Господь сбросил с себя крестное древо, на котором он потом был распят. Там к югу от этого места у стены есть алтарь св. Симеона, там часто появляется надпись, начертанная золотом. На запад от церковных дверей находится часовня в стене, и в ней хранится кисть руки св. Анастасии со всей плотью у алтаря. В середине храма стоит церковь Святого Гроба Господня над гробницей Господа, и все башни его позолочены. Входить в нее надо с востока, и от нее фадм до той скалы, которую откатили от входа в гробницу, и можно обойти ее кругом. В фадме на запад от этой скалы находится Гроб Господень. Затем, когда входят в гробницу, то по правую руку находится каменный гроб и на нем мраморная плита. Выходить из церкви Гроба Господня надо на юг. Храм над церковью открыт, там часто на те свечи, которые там поставлены, исходит свет в вечер пасхи, если в городе христиане. Там служат каждый второй день те, кто придерживается еврейского богослужения и всех обрядов, восхваляя Бога. На север от церкви Гроба Господня в стене храма находится часовня, в ней хранятся железные узы, которыми был связан наш Господь. К востоку от церкви Гроба Господня 4 фадма до внешних хоров, и [они] сделаны из камня. Там находится высокий алтарь на хорах, и дверь на западной стороне, и проход вокруг. От угла этих хоров, который расположен на юго-востоке, спускаются вниз под землю на 11 ступеней и на 20 ступеней к югу; там есть часовня, где был найден крест Господень и помечены там кресты на полу из мрамора, как кресты лежали. К югу от хоров расположена часовня в стене на восток от той скалы, на которой Он был распят; в ней стоит тот столп, к которому Он был привязан и избит бичом, прежде чем Он был распят и прибит к кресту. На хорах позади высокого алтаря находится то сиденье, на котором, как говорят, Господь восседал, когда терновый венец был надет Ему на голову, прежде чем Он был прибит к кресту. В храме есть двери и на восток, и на запад. На запад от храма находится капелла, где покоится тело св. Харита во плоти. Храм Господень стоит немного восточнее середины Йорсалаборга. В середине храма лежит камень высотой в фадм и шириной во много фадмов; говорят, что на нем Авраам принес в жертву Богу сына своего Исаака; вокруг камня сделана железная решетка. В храме находятся колонны из камня, белого и черного, красного и синего, и зеленого. К востоку от Йорсалаборга находится гора Олив. На горе, там, где выше всего, стоит церковь св. Михаила. В ней находится высокая скала, на которой лежал камень, на который встал Господь, когда Он возносился на небо, и виден отпечаток Его левой ступни, как если бы босыми ногами наступил на глину, 14 тумлингов в длину. Между горой и Иерусалимом находится долина Иосафата. Там стоит церковь св. Марии. С юга в нее ведет дверь, и 44 ступени ведут вниз под землю на пол церкви, В наружной [части] церкви стоит алтарь, а неподалеку от него находится каменный гроб Марии и каменный свод над ним. Там находится монастырь Марии. К северу от церкви находится дом, где иудеи схватили Господа, и видны там отпечатки пальцев на скале, где Он уперся руками, когда злодеи набросились на него. Город Вифания находится к югу под горой Олив. Там женский монастырь. В этой церкви находится могила Лазаря. Из Иерусалима две мили до Вифании, оттуда 12 миль до Красного замка, оттуда 2 мили до Иерихона, оттуда 2 [мили] до Иордана.

Комментарии

1. В круглых скобках указаны современные названия городов, областей и пр.

2. В угловых скобках приведены варианты по рукописи Нb.

3. О средневековых представлениях об Индии см.: Мельникова Е. А. Древнескандинавские географические сочинения. Тексты, перевод, комментарий. Древнейшие источники по истории народов СССР. М., 1986. С. 79, 207-208.

4. Здесь заканчивается текст в AM 544,4°.

5. Далее начинается описание святынь Иерусалима.