(VI)
1. Вот делят два брата или более свой одаль между собой (365)
2. О тех землях, которые подходят под одаль
3. О разделе одаля
4. Если человек желает продать свои одальные земли
5. Если кто-либо захватил имущество, которое другой объявляет своим одалем
6. Далее, мы обязаны предлагать свой одаль нашему королю
7. Так женщины должны предлагать мужчинам земли, названные одалем
8. Далее о том, какой ответ управляет отзывом одаля
9. Теперь о том, если человек утверждает, что эта земля находилась у наших родовитых родичей
10. Теперь о том, если другой утверждает, что эта земля была законно предложена вашим родичам
11. Если человек хочет продать свою землю тайно
12. Если земля пустует десять лет
13. Вот досталась женщине земля, которую мужчины стремятся выкупить
14. Вот собирается человек вернуть свою землю
15. Если человек находит добро, спрятанное в земле
16. Если человек находится в стране, но за пределами области действия наших законов
122. (VI.1) Если два брата или более делят между собой свой одаль
Далее, делят два брата или более свой одаль между собой, или же женщины, которые могут получить одаль, а это дочь или дочь сына, сестра отца или дочь брата. В таком случае следует повернуть одаль в сторону тех отпрысков, кому выпал жребий, как возмещения, так и держание. Только в том случае можно предлагать другим отпрыскам, если первый обнищал или же все наследники умерли. Но нельзя отчуждать их одаль прежде, чем кто-либо из них может жениться на дочери из другой ветви рода. А если и мужчина, и женщина, оба являются равным образом правомочными на получение одаля, в таком случае одаль делится между ними подобно наследству.
Далее, есть два брата или более, и один из них умирает раньше своего отца, но оставляет после себя сына или дочь, тогда тот из них, кто имеется, получает пятую часть одаля после братьев своего отца, за кем наследовал его отец, чтобы получить от своего отца. Но никто не может получить до смерти своего отца (366).
123. (VI.2) О владельцах одаля
Далее, следует перечислить земли, которые считаются одальными. Во-первых, как утверждается в исправлениях к законам досточтимого государя, коронованного короля Магнуса, которые он дал (367) всем норвежским людям, что если земля находится в течение шестидесяти лет или более в одном и том же роде, тогда становится та земля для того, кто ею владеет, одалем, так что ту землю не может у него никто выкупить.
Во-вторых, та земля, которую человек получил от короля, если только он ни дал на каких-либо других условиях.
В-третьих, когда землей владели три предка со стороны отца, и земля перешла последовательно четвертому.
В-четвертых, та земля, которую люди делят между собой как одаль, но не чужой одаль, и станет она тогда одалем того человека, кто участвовал в этом разделе.
124. (VI.3) Как по закону люди должны делить одаль
Далее, хотят люди поделить между собой свой одаль по жребию, и производится раздел одаля, и все пришли к согласию, делят они, как пожелают, и бросают жребий. Каждый получает то, что ему выпадет, а на тинге объявят о том, кому что досталось. И если они все согласны, тогда этот раздел не может быть нарушен.
Далее, хотят люди поделить свой одаль и собирают людей из херада. Тогда тот, который хочет делить, вызовет на землю всех тех, у кого примыкают границы, заблаговременно, чтобы можно было собрать народ на необработанной и незасеянной земле. Пусть решает тот, кто хочет делить на самые большие части. Древком копья можно делить землю внутри ограды, если только веревка ни кажется более подходящей, и на глаз – за оградой. Пограничные знаки надо устанавливать и вкапывать в том месте, на которое все согласны, и устанавливают по три пограничных камня в ряд. И будут они называться не сдвигаемыми камнями (368).
Далее, если кто-либо не хочет приходить на раздел, будучи вызванным, пусть все же делят так, как сейчас говорилось. Пусть вызвавший приведет свидетелей того, что он вызвал его туда для раздела земли между ними. Пусть принесут в подоле кусочки жребия, столько, сколько владельцев земли. Тогда заслуживающие доверия люди должны посмотреть их знаки на жребиях и объявить, что каждому из них досталось в постройках или земле. Пусть другие люди принесут за них их жребии, если они сами не хотят. Потом они должны ехать на тинг и объявить о разделе своего одаля. В таком случае поделили они одаль свой по закону.
Далее, если кого-либо из владеющих вместе с ними одалем нет в стране, ему надо сделать двенадцатимесячный вызов для нового раздела земли между ними. Далее, если он снова не явится по их вызову, пусть тот, кто хочет раздела, вызовет его наследника для раздела земли между ними и делит так, как будто бы тот сам присутствовал при этом.
Далее, он не желает приходить на раздел, его следует вызвать на главный двор с двумя свидетелями и принести там свои свидетельства в том, что он вызывал его для раздела земли. Пусть решает тот, кто хочет делить на самые большие части. Усадьбу следует отделять целиком или половину, если только им ни кажется, что справедливее будет по-другому. Далее, делить должны беспристрастные люди и бросать жребий на тинге. После этого каждый сам метит свой жребий. А беспристрастные люди бросают меченый (369) жребий упрямца и объявляют там сразу же, кому что досталось. Этот раздел считается вечным.
Никто не должен отказывать другим в перемере в течение трех лет. Пусть тот, у кого больше, уступит, как укажет веревка, и присоединит к тому, у кого меньше. И таким образом каждый имеет свою долю, как выпало в начале.
125. (VI.4) Как человек должен предлагать одаль, если выставлен на продажу
Если человек хочет продать свою одальную землю, тогда он должен предлагать одаль, если выставлен на продажу, таким образом: поехать на тинг фюлька, в котором находится земля, тогда, когда сюслуман на тинге, и сказать так громко, чтобы все, находящиеся там, слышали, и назовет собственность по названию такими словами: "Эта собственность является моим одалем, и мне приходится ее продать. Так я предлагаю ее всем моим родичам, которые имеют право на выкуп. И я вызываю всех одальманов на выкуп, у которых есть первоочередное право, хотя у всех одальманов есть право выкупа земли за сумму, которую установят шесть сведущих людей. И я называю для полного завершения выплат определенный срок согласно законам [Гула]тинга (370)". И законный вызов должен быть таким, чтобы они беспрепятственно выкупили ту землю в течение шести месяцев. За свидетельства об этой сделке он не должен отвечать дольше десяти лет.
А препятствием является следующее: если у человека нет денег, и объявляет он каждые десять лет в течение шестидесяти лет, что он действительно вправе выкупить землю, и что одаль его. И если он сможет получить имущество, тогда он может претендовать на свой одаль, хотя бы и выкупил уже тот, который за ним стоит в праве на одаль. Другое препятствие, когда человека нет в стране, а также, если король сделал человека своим посланником, или же если он болен или ранен, а также, если человек не знал, что та земля была законно предложена.
Далее, если кто-либо выкупил свой одаль в обход таких людей, хотя они могли по закону выкупить, тогда они должны выкупить в течение двенадцати месяцев по пришествие в тот фюльк, в котором находится земля, и после того, как они услышали, что та земля предлагается на выкуп.
126. (VI.5) Как человек должен выкупать свой одаль
Далее, если тот, кому одальман назначил срок для выкупа, получил деньги, а одальман не хочет продавать ему, хотя раньше и назначил срок, тогда пусть он выкупает свою землю штрафом за нарушение сделки: эйрир за каждые десять эйриров покупки. И если продающий сомневается в том, кому принадлежат деньги, которыми тот хочет платить за землю, пусть тот, кто покупает, поклянется одиночной клятвой в том, что в его намерениях купить землю себе в одаль, а не для другого путем мошенничества с наследством. Так что никто не должен чужой одаль злонамеренно приобретать, и покупает столько, насколько у него есть денег. И он должен покупать землю по такой цене, как решат шесть сведущих человек, как землю, так и дом, и все прочее, хотя бы тот, который не является одальманом, купил бы дороже.
Далее, выставляется одаль на продажу тем человеком, который ее купил. Тогда он должен предложить тому, у кого он купил, если то был его одаль, либо его наследникам или родичам, если одаль был их, если тот скончался.
127. (VI.6) Король должен предлагать одаль также как другие люди
Далее, мы должны предложить нашему королю, как только мы выставляем на продажу, свой одаль, если нам достался, но который он нам не жаловал. Также и король должен предложить нам (371), как только попал к нему. Таким же образом должен он предлагать всем своим родичам, совладельцам одаля, также как они ему, если им принадлежит одаль, их роду, согласно тому, как устанавливается в Книге Законов.
128. (VI.7) Здесь говорится о том, как человек может вернуть себе свой одаль (372)
Так же и женщины, которые числятся в наследницах одаля, должны предлагать землю родичам-мужчинам, как мужчины женщинам. И сестра должна предложить землю сестре, если они являются наследницами одаля. Все те одальные земли, которые женщины наследуют после своих детей, или которые женщина получила в свадебный дар, или люди отдают как десятину, или земли, перешедшие незаконно к мужчинам, никогда не должны пропадать за давностью, пока есть заслуживающие доверия свидетели. Тогда одальман, чье право сильнее всего, может предъявить требования и выкупить одаль, как только он захочет, согласно тому, как устанавливается в Книге Законов.
129. (VI.8) О следствии и споре по поводу одаля
Далее, утверждается, что ответ определяет выкуп одаля. Каждый человек может судиться за свою землю.
И если человек хочет вернуть себе свой одаль, пусть подъедет по осени, когда амбары закрыты, с двумя свидетелями и потребует землю у того, от кого он хочет ее отобрать (373). Он должен сделать это перед святой ночью. Пусть он вызовет его на те земли, которые он требует, во вторник после пасхальной недели, чтобы представить там суду свидетельства о праве на одаль и выкупить за такие деньги, сколько стоит земля согласно оценке сведущих людей.
Но если тот говорит так: "Так ты оспариваешь у меня ту землю, которая перешла нашим предкам более шестидесяти лет назад". Он может ответить и по-другому (374): "Так ты оспариваешь ту землю, которая была законным образом предложена вашим родичам, как одальманам, так и совладельцам одаля, и честно перешла в мой род, и я защищал эту землю по суду и закону".
Далее, пусть оба придут на землю весной. Тогда истец должен собрать суд из шести сведущих человек со своей стороны и предложить ответчику назначить в суд против него еще шесть человек. В том суде не должно быть ни родичей, ни свояков, ни четвероюродных родственников, ни ближе, ни свидетелей, ни врагов, ни завистников. Но ежели какая-либо сторона посадит такого среди судей, его следует отозвать из суда с помощью двух свидетелей и на его место посадить заслуживающего доверия человека.
Далее, пусть истец выведет сначала своего свидетеля в том, что он потребовал у него землю перед святой ночью (375) и вызвал его на землю во вторник после пасхальной недели для дачи показаний и передачи денег. Затем он должен привести свидетелей об одале и поручителей троих, которым по двадцать лет было, когда умер их отец, рожденный там, в этом фюльке, с правом одаля. И в клятве они подтвердить, что донесут слова отца своего, а не какого-либо другого человека. И у него должно быть еще трое свидетелей, чтобы подтвердить правоту тех свидетелей, которым было пятнадцать лет, когда умер их отец.
Далее, после того, как исчерпали себя его свидетели, он должен предложить ответчику вывести своих свидетелей. А если они будут защищаться противоположными показаниями, ни тому, ни другому нельзя клясться. В таком случае следует обратиться и вызвать к законоговорителю, и пусть законоговоритель тому даст принести клятву, за кем, по его мнению, больше истины. И пусть там выплатят деньги сполна, как на суде, согласно тому, как земля была оценена. А если законоговорителю представляется, что больше прав тот, кто защищается, тогда земля остается у того, кого она и была, пока она не будет оспорена законным образом.
Далее, не пришел на землю тот, кто был вызван. Тогда пусть истец позволит принести свидетельские показания сначала о вызове, а затем об одале. Потом пусть судья присудит ему землю, а тому деньги согласно тому, как шесть беспристрастных человек оценят. И покажет деньги, и будет хранить как будто заем, пока тот не потребует, и несет ответственность как за свое имущество.
Далее, если ему не удается выкупить землю по какой-либо причине или из-за незнания, что оценивают шесть сведущих человек, может он все же выкупить эту землю, как здесь говорилось, даже позже.
130. (VI.9) Как ответчик может отвечать на выкуп одаля и защищаться (376)
А если он говорит так, что "эта земля перешла в наш род и тем родичам, которые могут владеть одалем, шестьдесят лет назад или более, и я защищаю эту землю по суду и закону, и я вызываю тебя послушать моих свидетелей о праве давнего владения во вторник после пасхальной недели на те самые земли, которые ты у меня оспариваешь". Затем ответчик должен дать выступить перед судьями своим свидетелям о праве давнего владения. И те люди должны принести такие свидетельства, что они могут вспомнить, как эта земля перешла в этот род. А если таковых нет, тогда свидетельствуют те, которым было двадцать лет, как отец их умер, и передают слова своего отца, а не какого-либо другого человека. И если исчерпывающими были показания его свидетелей, пусть та земля станет его одалем, хотя бы и была ранее одалем другого человека.
Но если показания ответчика окажутся недостаточными, пусть истец использует своих свидетелей об одале, согласно тому, как говорит Книга Законов.
131. (VI.10) Как ответчик должен выводить своих свидетелей
Далее, если ответчик говорит так: "Эта земля была законным образом предложена вашим родичам и честно перешла мне и моему роду, и я защищаю эту землю по суду и закону, и я вызываю тебя на эти земли, которые ты у меня оспариваешь, во вторник после пасхальной недели послушать там моих свидетелей предложения и передачи земли". Тогда ответчик должен привести на суд своих свидетелей, которые должны говорить так: "Мы там были, когда эта земля была законным образом предложена и передана данному человеку и его роду". И если этих свидетельств ему достаточно, тогда эта земля становится его одалем, если только противник не приведет свидетелей неотложных обстоятельств для подтверждения того, что он был неимущим в момент предложения земли и при этом объявлял каждые десять лет, что он действительно имеет право на выкуп земли. И пусть далее представит своих свидетелей об одале.
132. (VI.11) Чтобы каждый получал назад такую же хорошую землю, какую он унаследовал (377)
Каждый человек продает обратно столько же земли, сколько взял. И если земля лучше, чем взятая им, тогда это к его выгоде, а если хуже, то возмещает согласно оценке шести сведущих человек.
133. (VI.12) Если человек хочет продать свою землю
Далее, если человек хочет продать свою землю по правилам залогового обязательства (378) для выкупа в дальнейшем, вот тогда правило залогового обязательства: чтобы человек столько денег получил, сколько он выплатил.
Далее, хочет он свою землю выкупить. Тогда он должен предложить тому свои деньги перед святой ночью и после Михайловой мессы (379), и делает два дела за раз: вызывает его на землю во вторник после пасхальной недели и для передачи денег, разве только тот не захочет сразу же получить столько денег, сколько, как известно свидетелям, он ему заплатил. А если он откажется от этого, тогда тот должен предъявить свой иск и использовать свидетелей того, как он оспаривал у него землю и приглашал для передачи денег. И если показания были исчерпывающими, тогда он должен использовать свидетелей того, сколько денег у него в этой земле. Потом он должен предложить ему столько денег, как показали свидетели. Он должен заплатить ему в таких деньгах, какие у него есть: в золоте или чистом серебре, или в разменном серебре, коровами и зерном, маслом и шкурами, в таком количестве, сколько он мог купить за золото и чистое серебро, за которое он покупал эту землю. А шесть сведущих человек оценят, чтобы эти деньги не были хуже тех, которые были уплачены за землю. А если у него нет свидетелей, которые там присутствовали, когда он получал деньги за землю, и возник спор о том, сколько и какие деньги были, и у того, кто выплачивал, тоже нет свидетелей, пусть тот, кто платит, поклянется одиночной клятвой в том, что здесь столько же денег и такие же, как те, которые раньше были заплачены, разве только тот не приведет двух свидетелей того, что денег было больше, и они были лучше.
Далее, показания истца были полными, и его иск был удовлетворен. Тогда он берет землю под свою заботу, а тот – деньги, потому что в таком случае он выкупил свою землю по предписаниям закона и справедливости.
Далее, если хочет получить свои деньги тот, кто владеет землей, пусть взыскивает как штраф.
( VI .13) Объявление о земле
Далее, лежит земля десять лет, и никто не предъявляет на нее своих прав. Тогда она отходит за полную стоимость тому, кто ее занимает. Однако претензии недействительны, если оба не подтвердят куплю-продажу. А если один из двоих опровергает, пусть другой использует своих свидетелей, которые присутствовали при сделке и покупке.
Далее, вдова или совершеннолетняя девушка имеют право претендовать на землю. Тогда они должны найти доверенное лицо, равное по положению тому, кто будет защищаться, и предъявлять иск таким же образом, как любой другой. И так каждый должен выкупать землю у другого.
( VI .14) Как оспаривают землю у женщины
Далее, женщине досталась земля, на которую у мужчин есть право выкупа. Тогда они должны оспорить у нее землю осенью перед святой ночью с двумя свидетелями и вызвать ее на эту землю во вторник после пасхальной недели для получения такого количества денег, как решат шесть сведущих человек.
Далее, несовершеннолетнему досталась земля, на которую у мужчин есть право выкупа. Тогда надо предъявлять иск опекуну, как говорилось ранее.
( VI .15) Если ответчика нет на месте
Далее, хочет человек назначить выкуп своей земли или вернуть заложенную землю, и находится он, у которого владения, вне территории действия наших законов или за пределами нашей страны. Тогда должен он выкупать у управляющего, если таковой имеется. А если его нет, тогда надо выкупать землю у наследника, как будто с тем договорился.
Далее, продает человек землю без вызова. Тогда он должен выкупать, у кого хочет, у продавца или того, кто ее заполучил. И то же самое с заложенной землей.
( VI .16) О закопанных в земле деньгах
Если человек находит закопанные в земле деньги, королю принадлежит треть, другая треть тому, кто восходит к предкам, похороненным в кургане, а последняя треть тому, кто нашел, если он поднял законным образом, иначе половину получит король, а половину одальман. А если такого нет, который возводит свой род к курганным предкам, тогда хозяину земли принадлежит та треть. А если кто-либо находит богатство в своей земле и не является одальманом, он получит половину, а половину король.
Далее, если человек находит богатство на своей одальной земле, ему принадлежит две части, а треть королю.
Далее, если человек находит деньги на альменинге, пусть получит треть, а две трети король.
Далее, вскрывает кто-либо могильный холм или ищет клад на чужой земле без разрешения владельца земли. Пусть отнесет то, что найдет, хозяину земли и заплатит штраф за использование земли и порчу земли тому, кому земля принадлежит.
Далее, сомневается хозяин земли в том, что тот принес столько, сколько там было. Пусть оправдывается клятвой с тремя присяжными. И если клятва провалится, выпадает ему такой штраф, сколько он утаил, и деньги делятся согласно установленному ранее.
( VI .17) Если управляющий землей плохо ведет дела
Если человек, хозяин земли, находится в пределах страны, но вне действия наших законов, тогда полномочия должны быть у того, кому он их передал, пока он так хочет. А если он хочет лишить полномочий того, кому дал раньше, может попросить, кого хочет, лишить того полномочий. А того пусть будет два свидетеля того, что хозяин земли просил его лишить полномочий того, у кого они были раньше, и передаст полномочия, кому захочет, с полным правом, как будто сам хозяин земли.
А если хозяин земли говорит, что тот что-то забрал с его земли и присвоил себе, будь то за пределами ограды или внутри, и добрые люди подтверждают это, а тот утверждает, что продавал для того, кто является владельцем, по его поручению, пусть у него будут заслуживающие доверия свидетели, что то, что он говорит, правда. А если у него нет таких свидетелей, тогда шесть сведущих человек оценят, чего потерял хозяин земли, и хозяин подаст иск для взыскания, и управляющий, кроме того, выложит штраф за использование земли. Иск не может потерять силу за давностью. Взыскивает с того, кто у него забрал что-то, или у его наследников, и в пользу того, кому земля принадлежит. И если на земле живет тот, кто стащит что-то, тогда как будто бы он занимает не арендованную землю. А если другой живет, тогда он не платит штрафа, а только деньги за аренду земли. Он должен платить деньги за аренду земли владельцу земли.
И владелец земли решает, лишать ли управляющего полномочий, как только захочет, договор должен полностью быть соблюден, как будто он должен был сдать в аренду. А это три урожайных сезона. Управляющий не должен заключать другой контракт, пока первый нет закончится. А если хозяин земли или управляющий умрут, договор сохраняется на один сезон. И также, если человек уезжает из страны, полномочия сохраняются в течение трех лет, если только то не скончается раньше. В таком случае полномочия сами по себе снимаются с него. А если управляющий сомневается в смерти хозяина, пусть наследник того приведет одного свидетеля о том времени, когда они получили верные известия, который поклянется, что, по его мнению, это правда. И тогда земля перейдет к наследнику.
Управляющий не должен позволять и сам не должен работать для себя ни в лесу, ни на пастбище, разве что не в половину больше, чем может позволить лейлендинг (380). А лейлендинг не может позволить, если хозяин земли не позволит. А хозяин земли может позволить столько, сколько захочет, однако так, чтобы не повредило лейлендингу во всем том, что было определено в их договоре.
ПРИМЕЧАНИЯ
365. В издании Р. Майсснера новый раздел (VI) озаглавлен "О выкупе земли". Названия параграфов также отличаются. (Landrecht des Königs Magnus Hakonarson. S. 196).
366. В издании Р. Майсснера сказано "до смерти отца своего отца". (Landrecht des Königs Magnus Hakonarson. S. 198).
367. В издании Р. Майсснера здесь добавлено "в исправлениях к законам". (Landrecht des Königs Magnus Hakonarson. S. 198).
368. В издании Р. Майсснера сказано "два". (Landrecht des Königs Magnus Hakonarson. S. 200). Р. Майсснер комментирует в этом месте, что в редакциях Законов Гулатинга говорится о трех пограничных камнях, которые называются "lyritar", по аналогии с клятвой с тремя присяжными – "lyritareið" (S. 201).
369. В издании Р. Майсснера сказано "неотмеченный". (Landrecht des Königs Magnus Hakonarson. S. 202).
370. В издании Р. Майсснера сказано "Гулатинг". (Landrecht des Königs Magnus Hakonarson. S. 202).
371. В издании Р. Майсснера сказано "наш одаль". (Landrecht des Königs Magnus Hakonarson. S. 206).
372. В издании Р. Майсснера этот параграф называется: "Так женщины должны предлагать одаль мужчинам". (Landrecht des Königs Magnus Hakonarson. S. 206).
373. В издании Р. Майсснера добавлено: "где бы он его ни встретил". (Landrecht des Königs Magnus Hakonarson. S. 206).
374. В издании Р. Майсснера здесь добавлено: "'это мой одаль, а не твой'. Он может дать третий ответ". (Landrecht des Königs Magnus Hakonarson. S. 208).
375. В издании Р. Майсснера сказано "Йоль". (Landrecht des Königs Magnus Hakonarson. S. 208).
376. В издании Р. Майсснера этот параграф озаглавлен "Как ответчик должен выводить своих свидетелей". (Landrecht des Königs Magnus Hakonarson. S. 210).
377. В издании Р. Майсснера этот параграф озаглавлен "Как надо передавать землю". (Landrecht des Königs Magnus Hakonarson. S. 212).
378. В нашей рукописи в этом месте лакуна. Текст восстанавливается по рукописи MS Holm Perg. 29: folio 34 v, line 3 – folio 35 v, line 8 b. (Flom. P. 198-200). А также по изданию Р. Майсснера. (Landrecht des Königs Magnus Hakonarson. S. 212, 214, 216, 218, 220, 222).
379. 29 сентября.
380. Лейлендинг – арендатор.
|
|