[Хёгни сказал:]
1
..........
"В чем пред тобою
Сигурд повинен,
что хочешь ты смелого
жизни лишить?"
[Гуннар сказал:]
2
"Сигурд обеты
дал мне и клятвы,
клятвы мне дал
и все нарушил:
меня обманул,
а должен был крепко
клятвы блюсти,
обеты исполнить!"
[Хегни сказал:]
3
"Брюнхильд тебя,
зло замышляя
и горе готовя,
к гневу понудила!
Не простит она Гудрун
счастливого брака
и то не простит,
что ею владел ты".
4
Жарили волка
одни, а другие
резали змей,
иные же злобно
Готторму дали
вороньего мяса
перед тем, как героя
смогли погубить.
6
Гудрун снаружи
стояла, дочь Гьюки,
такие слова
сказала она:
"Где же Сигурд,
воинов вождь,
если братья мои
первыми едут?"
7
Одно лишь в ответ
вымолвил Хёгни:
"Надвое Сигурда
мы разрубили,
конь склонился
над конунгом мертвым!"
8
Сказала тогда
Брюнхильд, дочь Будли:
"Владейте на счастье
землей и оружьем!
Всем бы владел
Сигурд один,
если бы дольше
жизнь сохранил он.
9
Не подобало
там ему править
Гьюки наследьем,
великой дружиной,
если пять сыновей
вырастил Гьюки,
к битвам готовых,
в правленье умелых!"
10
Брюнхильд тогда
от души рассмеялась,
так что жилье
все загудело:
"Долго владеть вам
землей и дружиной,
если смогли вы
князя убить!"
11
Гудрун ответила,
Гьюки дочь:
"Речь ты ведешь
злую, преступную!
Гуннара, боги,
за зло покарайте!
Могильщика Сигурда
месть ожидает!"
5
Убит был Сигурд
к югу от Рейна, –
с дерева ворон
каркнул громко:
"Атли о вас
клинки окровавит!
Злобных убийц
клятвы погубят!"
12
Поздний был вечер,
выпили много,
каждый слова
говорил веселые,
потом улеглись
и спокойно заснули,
Гуннар один
дольше всех бодрствовал.
13
Стал ногой шевелить,
рассуждая долго,
о том начал думать
дружины губивший,
что ворон с орлом
промолвили с дерева,
когда возвращались
братья домой.
14
Брюнхильд, дочь Будли,
конунга дочь,
рано она,
до рассвета, проснулась:
"Хотите иль нет –
о беде говорю я!
О горе скажу, –
как умолчать мне!"
15
Это услышав,
все замолчали, –
понять не могли,
что с женщиной сталось,
отчего она, плача,
о том говорит,
о чем со смехом
просила героев.
[Брюнхильд сказала:]
16
"Гуннар, я сон
страшный увидела:
холод в палате
и ложе холодное,
а ты, конунг, едешь,
счастья лишенный,
закованный в цепи
между воителей
вражьей дружины:
так погибнет
весь Нифлунгов род, –
вы нарушили клятвы!
17
Гуннар, ответь мне,
разве забыл ты,
что кровь вы смешали
в знак побратимства!
Плохо ему
ты платишь за дружбу, –
первым другом
тебя считал он!
18
Когда отправился
смелый герой
сватать меня,
тогда доказал он,
что не по-вашему
клятве он верен
той, что давал
юному конунгу:
19
меч положил,
убранный золотом,
конунг великий
меж нами на ложе, –
был клинок
в огне закален,
капли яда
таил он в себе..."
О смерти Сигурда
Здесь в этой песни рассказывается о смерти Сигурда и говорится, что он был убит вне дома. Но некоторые говорят, что он был убит в постели, спящий. А немецкие мужи говорят, что он был убит в лесу. А в Древней Песни о Гудрун говорится, что Сигурд и сыновья Гьюки ехали на тинг, когда его убили. Однако все говорят единогласно, что убийцы нарушили верность ему и напали на него лежащего и не готового к защите.
ПРИМЕЧАНИЯ
Сюжет этой и трех следующих песен ("Первой Песни о Гудрун", "Краткой Песни о Сигурде" и "Поездки Брюнхильд в Хель") – сказание о Брюнхильд и смерти Сигурда. Сказание это южногерманского (франкского) происхождения и известно особенно по немецкой "Песни о Нибелунгах" (ср.: А. Хойслер. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960). Историческая основа этого сказания не поддается установлению. Исторически обосновываются в нем только имена Гуннара (Gundiharius), Гьюки (Gibica) и Готторма (Godomaris). Но в данном сказании они не из истории, а из другого сказания (см. комментарий к "Песни об Атли"). В "Отрывке Песни о Сигурде" сказание наиболее близко к первоначальной форме, – в частности, Брюнхильд еще не отождествлена с валькирией, разбуженной Сигурдом, и Сигурд убит в лесу, "к югу от Рейна" (единственное южногерманское географическое название, сохранившееся в песнях), а не в постели.
Начало этой песни падает на лакуну в рукописи. По-видимому, конца песни тоже не хватает и последовательность строф нарушена (предполагаемая большинством издателей первоначальная последовательность строф указана нумерацией). Содержание лакуны восстанавливается по "Саге о Вёльсунгах", гл. 22 и 24-32 (русский перевод Б. И. Ярхо, изд. "Academia", 1934). Содержание это вкратце сводится к следующему. Сигурд и Брюнхильд (она же разбуженная им валькирия) обмениваются клятвами верности (гл. 22). Сигурд останавливается у Хеймира (гл. 24). Во время охоты ястреб Сигурда садится на окно Брюнхильд, Сигурд узнает ее, идет к ней, и они снова обмениваются клятвами (гл. 25). Гудрун, дочь Гьюки и сестра Гуннара, Хёгни и Готторма, видит вещий сон, отправляется к Брюнхильд, и та истолковывает ее сон (гл. 26-27). Гримхильд, мать Гудрун, дает Сигурду напиток забвения, и он забывает Брюнхильд, женится на Гудрун и заключает побратимство с ее братьями Гуннаром и Хёгни (гл. 28). Гуннар сватается к Брюнхильд, которая дала обет выйти замуж только за того, кто проедет через огненный вал, окружающий ее чертог, но он не может проехать через этот вал ни на своем коне, ни на коне Сигурда. Тогда Гуннар и Сигурд меняются обличьями, и Сигурд проезжает через огненный вал и проводит у Брюнхильд три ночи, но между ней и им лежит его обнаженный меч. Сигурд получает от Брюнхильд перстень, возвращается обратно и снова меняется обличьями с Гуннаром. Гуннар женится на Брюнхильд, а Сигурд вспоминает о клятвах, которыми он когда-то обменялся с Брюнхильд (гл. 29). Во время купанья в реке Брюнхильд и Гудрун спорят о том, кто имеет право на место выше по течению, чей муж достойней, и Гудрун открывает Брюнхильд, что Сигурд, муж Гудрун, проехал через огненный вал, а не Гуннар, муж Брюнхильд, и показывает ей ее же перстень, который Сигурд, вернувшись из своей сватовской поездки к Брюнхильд, отдал своей жене Гудрун (гл. 30). В диалогах между Сигурдом и Гудрун, Гудрун и Брюнхильд, Брюнхильд и Гуннаром и особенно Брюнхильд и Сигурдом раскрывается обида и гнев Брюнхильд (гл. 30-31). Брюнхильд требует от Гуннара, чтобы он убил Сигурда, поскольку Сигурд обманул не только ее, но, по ее словам, и его. Гуннар советуется с Хёгни (гл. 32). Здесь начинается "Отрывок".
Хойслер в своей известной работе (А. Heusler. Die Lieder der Lücke im Codex Regius der Edda. Germanistische Abhandlungen H. Paul dargebracht. Strassburg, 1902) доказывал, что в лакуне было три несохранившихся песни, а именно "Песнь о соколе" (ошибочно вместо "о ястребе", см.: G. Еis. Das eddische "Traumlied". Arkiv för nordisk filologi, 71, 1956, 177-186), "Песнь о снах" и "Большая Песнь о Сигурде" (о ней см. комментарий к "Краткой Песни о Сигурде"). В несохранившемся начале "Отрывка" рассказывалось, по Хойслеру, о том, как Сигурд проехал к Брюнхильд через огненный нал, как Гудрун и Брюнхильд поспорили на купанье и как Брюнхильд потребовала от Гуннара, чтобы он убил Сигурда. Есть и другие попытки восстановить содержание лакуны. Так, Висельгрен доказывал, что в лакуне было только две песни: "Жалобы Брюнхильд" и "Большая Песнь о Сигурде", охватывающая всю его жизнь и включающая эпические строфы о молодом Сигурде (P. Wieselgren. Quellenstudien zux Völsungasaga. Tartu, 1935).
Хойслер относил "Отрывок" к X в. и считал его ближайшим потомком франкской песни V-VI вв. Между тем Фрис относит его к началу XII в. (он видит в нем сходство с народной балладой и следы влияния поэзии скальдов).
8. ...вороньего мяса... – Готторма (который не был побратимом Сигурда, хотя тоже был братом Гудрун) кормили мясом волка, змеи и ворона, чтобы придать ему свирепость, необходимую для совершения убийства.
9. Атли о вас клинки окровавит! – Намек на будущие события. См. "Гренландскую Песнь об Атли".
20. ...я сон страшный увидела... – Сон – вещий, см. "Песнь об Атли".
Нифлунги – в данном случае Гьюкунги, дети Гьюки. Немецкое – Нибелунги. Первоначально, в южногерманском сказании, нибелунги – это карлики (альбы), сокровищем которых завладел Сигурд. Потом это название распространилось на тех, кто завладел сокровищем после смерти Сигурда, т. е. на Гуннара и Хёгни и весь род Гьюкунгов, а также на любой род героев. По народной этимологии также Хнифлунги.
22. ...клятве он верен... – Таким образом, Брюнхильд берет назад свое обвинение Сигурда в том, что он обманул доверие Гуннара в те три ночи, которые он провел у нее в обличье Гуннара.
...убит в постели, спящий. – Так рассказывается в "Краткой Песни о Сигурде", "Подстрекательстве Гудрун", "Речах Хамдира", "Саге о Вёльсунгах" и "Младшей Эдде".
...убит в лесу. – Так рассказывается во "Второй Песни о Гудрун", "Саге о Тидреке" и "Песни о нибелунгах".
...ехали на тинг, когда его убили. – Эта версия возникла, по-видимому, в результате неправильного истолкования одного места из "Второй Песни о Гудрун".
|
|