Кракий обзор произведений, помещенных в этой книге, хотелось бы начать с "Жизни Карла Великого" Эйнхарда. Дело не только в том, что она охватывает более ранний в хронологическом отношении период. Это небольшое по объему сочинение занимает особое место среди иных произведений каролингской литературы. Еще при жизни автора ему суждено было стать классическим и на многие века сделаться объектом пристального внимания, не иссякшего еще и в наши дни. Дело не только в личности великого императора, жизнь и деятельность которого были с такой любовью изложены Эйнхардом, но и в особенности самого произведения.
О детстве и отрочестве Эйнхарда нам известно немного. Он родился около 770 г. в Майнгау и больше отличался удивительными способностями, нежели знатностью рода (1). Его родители упоминаются среди дарителей Фульдского монастыря. Туда же в возрасте 9 лет мальчик был послан для получения образования. Вскоре после 791 года аббат Баугольф отправил юношу ко двору Карла, который разыскивал талантливых людей во всех концах своего королевства (2). При дворе Эйнхард быстро приобрел расположение короля и его окружения. Человек малый ростом, но великий умом (3), нардлюс (4) (уменьшительно-ласкательное от Einhardulus), трудолюбивый муравей (5) – такими эпитетами они награждали его. В придворной академии Эйнхарда звали Веселеил (6). Подобно библейскому герою (7), он отличался в резьбе по камню, обработке дерева и работе по металлу. Так, в 807 году некоему Ангисию, аббату Сен-Жермен-де-Фле, были поручены в Аахене общественные работы под руководством Эйнхарда (8). Аббат Фульды Ратгер послал к нему монаха Бруно, чтобы тот получил от него наставление в различных искусствах (9).
Политическая карьера Эйнхарда относится ко времени правления Людовика Благочестивого (814-840 гг.). Эйнхард становится личным секретарем императора, а затем наставником его старшего сына Лотаря. Тогда же он женился на Имме, сестре Бернарда, епископа Вормского. В смутные годы начинавшихся междоусобий и постепенного упразднения порядков, установленных Карлом Великим, Эйнхард пытался быть посредником между императором и его детьми. Однако ему мало что удавалось сделать. С возрастом начало ухудшаться и здоровье – все чаще мучили боли в боку и желудке. В 830 году Эйнхард окончательно удалился от двора и поселился в Зелигенштадте, одном из многочисленных монастырей, уступленных ему Людовиком. В тиши монастырских стен он всецело отдался литературной деятельности.
Умер Эйнхард 14 марта 840 года, в один год с императором Людовиком.
Литературное наследие его невелико: кроме "Жизни Карла Великого" (Vita Caroli Magni), до нас дошли "О перенесении мощей и чудесах наших святых Марцеллина и Петра" (De translatione et miraculis sanctorum suorum Marcelini et Petri) и "Книжица о почитании Креста" (Libellus de adoranda Cruce), а также серия из 71-го письма, написанных в период между 814 и 840 гг. Некогда укоренившаяся в историографии версия о том, что Эйнхард является автором части "Анналов франкского королевства", переработанной версии "Больших Королевских Анналов" (Annales regni Francorum), в настоящее время полностью отброшена.
Как уже было сказано, "Жизнь Карла Великого" занимает особое место среди произведений каролингского периода. Помимо того, что это сочинение компактно и написано на великолепной латыни, оно носит чисто светский характер, что следует признать явлением уникальным для той эпохи. Временем его появления на свет традиционно считают годы между 829 и 836.
Несомненно, Эйнхард прекрасно знал античных классиков. Произведения некоторых из них, в особенности "О жизни цезарей" (De vita Caesarum) Светония, с которым он познакомился еще в Фульде, оказали на него заметное влияние. У Светония он заимствовал схему группировки фактов, а также ряд литературных оборотов (10). Однако преувеличением было бы считать, что Эйнхард слепо подражает римским Жизнеописаниям.
Главной задачей автора следует признать безраздельное восхваление своего героя. Видя, как рушится империя, свидетелем величия которой он был, Эйнхард написал панегирик ее основателю и создал некий идеальный образ правителя и человека, стараясь превратить его в пример для подражания современникам и потомкам.
Композиционно "Жизнь Карла" распадается на ряд смысловых кусков: вводный раздел (гл. 1-4), войны и внешняя политика Карла (гл. 5-16), личная жизнь императора (гл. 17-29). Затем автор рассказывает о последних днях Карла, его кончине и погребении, завершив свой труд изложением его завещания (гл. 30-33).
Безусловно, наибольший интерес для читателя представляют главы, повествующие о личной жизни императора, а также о его внешнем облике, занятиях и пристрастиях, поскольку они написаны очевидцем, хорошо знавшем малейшие детали описываемого. Сложнее обстоит дело с частью, посвященной военно-политической деятельности Карла. Эйнхард явился ко двору, когда значительная часть походов императора уже завершилась. Информацию о них он черпал из вторых рук, в основном из официальных источников, прежде всего, из "Анналов королевства франков". В качестве секретаря императора Людовика Эйнхард несомненно имел доступ к государственным архивам и был знаком с дипломатической перепиской Карла.
Ряд пассажей автора (например, о Хильдегарде – гл. 18, о матери Пипина Горбатого – гл. 20, о латинском языке – гл. 25) схожи с некоторыми местами из "Книги о епископах Мецских" (Liber de Episcopis Mettensis) Павла Диакона (11).
Собирая материалы, Эйнхард приспосабливал факты к своей концепции, в одних случаях умалчивая о чем-то, в других – своеобразно препарируя их. Стремясь увеличить масштабность деяний Карла, Эйнхард всякое столкновение франков с соседями обращает в войну. Так, у него появляется Аквитанская (гл. 5), Баварская (гл. 11), Богемская (гл. 13), Линонская (гл. 13) войны, хотя во время двух первых из них вообще не было сражений, а две другие протекали в виде пограничных стычек. Вопреки истине Эйнхард утверждает, что Карл никогда не нападал первым, а лишь карал врагов за вероломство (гл. 8, 11, 13), при этом неизменно побеждая. О поражениях своего героя Эйнхард умалчивает. Он ничего не сообщает о катастрофах в Саксонии в 775 и 782 годах (гл. 8), а также о гибели франкского арьергарда в Ронсевальском ущелье в 778 году (гл. 9). Весьма тенденциозно автор сравнивает заслуги Карла и его отца, Пипина Короткого, преувеличивая роль первого и уменьшая значение второго (гл. 5, 6, 15). Однако подобное отступление от истины ничуть не уменьшает ценности и уникальности этого литературного произведения. Жизнь Карла Великого неоднократно издавалась и переводилась на многие языки мира. Настоящий перевод – хорошее продолжение этой традиции.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Praefatio Strabi // MGH. SS., Т. II, S .440
2. Ibid.
3. Ibid.
4. Carmen Alcuini 242, 4-8:
Несет тебе превосходный мед пчела, маленькая телом.
И как зрачок, будучи малой частью глаза,
Безраздельно управляет жизнедеятельностью тела,
Так сам Нардул правит всем этим хозяйством.
Не прекращая читать, скажи: "Привет тебе, маленький Нардул".
5. Carmina Theodulfi III, 1, w. 155-6: "Нардул, в вечном движеньи, снует туда и сюда, подобно трудолюбивому муравью".
6. Walafr. Strab., De Einharto Magno, w. 1-3: "He меньшее уважение следует выказать великому отцу Веселеилу – первому умельцу [и] распорядителю, владеющему всеми искусствами"; см. также: Alcuini Epistolae ad regem, 85.
7. Ср.: Исх. 31:2-5: [2] Смотри, Я назначаю именно Веселеила...[3] И я исполнил его Духом Божьим, мудростью, разумом, ведением и всяким искусством, [и] работать из золота, серебра и меди... [5] резать камнем для вставливания и резать дерево для всякого дела...
8. Gesta abbatum Fontanellensium // MGH. SS., T. I, S. 293.
9. Catalogus abbatum Fuldensium // MGH. SS., T. III, S. 162.
10. Подробнее см.: Philipp Jaffe. Einhardi vita Caroli. In: Bibliotheca Rerum germanicarum. Monumenta Carolina, 1867, Т. IV.
11. Einhard. Vie de Charlemagne. Ed. et trad. par L. Halphen. Paris, 1947. P. 7 (Classiques de l'Histoire de France au Moyen Age).
|
|