Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Стили в искусстве

 
РИНГЕРИКЕ  


 

Примерно на рубеже столетий стиль Маммен сменился стилем Рингерике, отличавшемся особой экспрессией. Годы его существования – 980-1090-е. Здесь еще более отчетливо проявляется западноевропейское влияние "Уинчестерского стиля", распространенного в южных регионах английского королевства Кнута Великого. Здесь все большее значение приобретает растительная орнаментика по сравнению с изображением животных и птиц. Вместе с тем, немаловажным мотивом является изображение крупного животного, запечатленного в энергичном движении (возможно, развитие звериного мотива стиля Йеллинг), а иногда змей и лентообразных зверей в окружении лозы и листьев, которые буйно произрастают из тел вышеназванных существ или растут сами по себе. Большинство работ в стиле Рингерике представляют собою композицию вокруг оси, и маленькие растительные усики часто сгруппированы. Стиль был назван по геологическому названию особого вида известняка из района к северу от Осло. Он использовался при создании красиво орнаментированных памятных камней.

К числу лучших образцов стиля Рингерике, среди множества выполненных в этом стиле работ, принадлежит флюгер из Хеггена (Норвегия). Главными изображениями на обеих сторонах флюгера являются соответственно крупное животное и птица с густым оперением. Другой превосходный образец этого стиля можно видеть на надгробной плите, обнаруженной на кладбище Святого Павла в Лондоне. Стиль представлен во множестве других находок из Южной Англии, но за рубежом он встречается в первую очередь в Ирландии. Здесь стиль Рингерике проявился столь ярко, что обрел собственную жизнь. Он использовался для украшения ирландских церквей и просуществовал даже дольше, чем в Скандинавии, где он был распространен до середины XI в.

Источник: "Викинги. Набеги с севера", 1996

 

Литература:

Гуревич. Викинги

Лебедев. Эпоха викингов в Северной Европе

Рёсдаль. Мир викингов



Центральный элемент орнамента корабельного флюгера из позолоченной бронзы, некогда украшавшего нос боевого судна, – фигура льва (голова – в правой части, лапы, увенчанные геральдической лилией, – в левой). Другие детали узора – змея, свернувшаяся кольцами вокруг тела льва, и побеги растений. Наверху – некое мифическое животное, вперившее взор в морские просторы.