Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Материальная культура

 
ЭНКОЛПИОН-РАСПЯТИЕ ИЗ ГОТЕБУ  


 

Клад из Готебу на острове Эланд, найденный в 1763 г., относится примерно к тому же времени, что и клад из Алльменнинге, и отражает сходные влияния православного мира. В его состав входят только три предмета из позолоченного серебра: круглая и овальная фибулы и складень-распятие на цепочке. Скандинавское происхождение цепи определяется наличием на ней втулок в виде голов зверей в стиле Урнес, как у одной из цепей клада из Алльменнинге. Такие пальметки и усики на изгибах звеньев, соединяющих цепь и распятие, типичны для стиля Урнес, а спиральный узор на бусах цепи, украшенных сканью, и между головами зверей, относится к типу, использующемуся скандинавскими ювелирами эпохи викингов.

Распятия являются наиболее распространенной формой складней в православном мире. Они делаются из двух полых частей, соединяемых шарниром. Форма распятия из Готебу – распространенный православный тип с концами, завершающимися круглыми медальонами. Орнамент чернью на обеих сторонах также аналогичен орнаменту православных распятий. На одной стороне изображен стоящий на платформе в набедренной повязке Христос с усами и нимбом, в котором виден крест. С другой, в центральном медальоне, и в каждом из четырёх медальонов перекладин – погрудные изображения человеческих фигур. Центральная фигура – это, вероятно, изображение Девы Марии, а четыре окружающих – иные святые. У одного из них закрученные усы, а у другого – короткая борода.

При более внимательном рассмотрении на складне видны элементы скандинавского стиля Урнес. Талия Христа превращена в декоративный узел, плечи отмечены большими спиралями. Медальоны над головой и на поперечных концах переработаны в свободное переплетение тонких лент. Ленты поперечной перекладины привязывают руки Христа к кресту – черта ранних скандинавских распятий.

В Скандинавии были найдены некоторые подлинно православные – русские или византийские – распятия и складни-распятия XI и XII вв., а также их местные подражания. Среди последних самым великолепным является складень из Готебу. Судя по чертам стиля Урнес, он относится ко второй половине XI или первой половине XII в.

Две фибулы, вероятно, немецкие или сделаны по образцу немецких прототипов. Иглодержатели и петли, которые были припаяны сзади, на фибулах сейчас отсутствуют. Овальная фибула представляет собой большую вставку из горного хрусталя в серебряной оправе с маленькими конусами из сканных проволок, что является характерной чертой немецкого искусства Оттоно-Салического периода. Круглая фибула сделана из толстой серебряной пластины и украшена переплетениями и другими узорами, выполненными в технике скани. В её центре – чеканный плоский медальон, где был закреплён сейчас отсутствующий камень. На окружающий "полях" выгравированы изображения шести пар птиц или драконов, откусывающих кусочки от растительного узора из сканных спиралей.

Источник: "Наследие варягов. Диалог культур", 1996