Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Материальная культура

 
КЛАД С ПРАВОСЛАВНЫМ ЭНКОЛПИОНОМ  


 

Клад из Алльменнинге в Гестрикланде содержит 13 монет. Все они имеют ушки, то есть использовались как подвески. Пять монет – исламские, одна – византийская, одна – шведская (Олав Шётконунг), одна – немецкая и пять – английские; из последних одна монета отчеканена между 1083 и 1086 гг. во время правления Вильгельма Завоевателя. Это показывает, что клад был спрятан в конце XI в. или в начале XII в. Смешанностью скандинавских и иностранных украшений, наличием следов от проб на большинстве целых предметов комплекс из Алльменнинге похож на типичный клад эпохи викингов. Однако монет немного, и все они превращены в подвески. Кроме того, ни одно украшение не разрублено на куски. Только шейная гривна похожа на платежное кольцо. В целом клад представляет собой чье-то собрание серебряных украшений.

Часть из них типично скандинавские. Это относится к четырем круглым выпуклым фибулам из серебряных тисненых пластин, украшенных сканью и зернью. Самая маленькая фибула была сделана в конце X  или начале XI в. и на ней имеется узор из четырёх сплетённых зверей в стиле Борре, с носами, встречающимися в центре. На трёх больших фибулах звериный орнамент заменён растительным без сомнения под влиянием искусства Западной Европы. Другой типично шведский элемент – цепь с втульчатым наконечником в виде головы животного в стиле Урнес, относится к типу, также представленному в кладе Готебу.

К иной культурной области относится шейная гривна с втульчатыми наконечниками, прикрепленными к плетёному кольцу. Это черта, характерная для Финляндии и Эстонии, а гривна, следовательно, могла быть получена в качестве платежа или дани во время похода за Балтику.

Большая группа вещей свидетельствует о связях со славянским миром. Подвеска лунница и три полусферические подвески на первый взгляд кажутся типично русскими, с линиями из одного или двух рядов зерни и тиснеными выпуклинами, припаянными к основе. Однако при ближайшем рассмотрении видно, что ряды зерни в действительности являются сканной проволокой. Можно предположить, что подвески из Алльменнинге – имитации, сделанные где-то в районе Балтийского моря. Вероятным местом их производства видится Готланд, так как здесь заметно славянское влияние на филигранные узоры и узоры зернью уже приблизительно с 1000 г., например, в кладе из Фёльхагена.

Большое разнообразие серебряных бус усложняет определение их происхождения. Среди них три со сканным спиральным узором, очевидно, являются скандинавскими бусами эпохи викингов, такими же как в кладах из Ворбю и Фёльхагена. Остальные бусы более поздние. Они имеют много аналогий в кладах XII в. региона Балтики, а на Готланде и восточных территориях встречаются ещё позднее. Одним из таких примеров является большой кремлёвский клад. Необходимы дополнительные исследования, чтобы сказать, где производился данный тип бус.

Наиболее интересные изделия клада из Алльменнинге – три предмета, связанные с христианством. Среди них маленький нагрудный крест с пальметкообразными концами и нагрудное распятие с изображением Христа в длинном одеянии, с плетёным крестом на груди. Христос показан стоящим, с прибитыми к кресту руками. И, наконец, третий предмет – маленький круглый складень-энколпион (амулет, который носят на груди) с чернёными изображениями. На его крышке имеется изображение Девы Марии с нимбом и поднятыми руками, а на дне – бородатого старца с нимбом (Св. Николай?). Оба изображения обрамлены похожими на буквы знаками.

У креста и распятия есть аналогии по обе стороны Балтики, включая Русь (распятие такого рода известно в Новгороде). Как правило, они рассматриваются как скандинавские, но нельзя исключать и их русское происхождение. Форма распятия более характерна для Скандинавии, чем для Руси, а форма креста наоборот.

Что касается складня, то его восточное происхождение кажется очевидным, хотя форма и необычна. Складни характерны для православного христианского мира, а святые на экземпляре из Алльменнинге изображены в простой, но типичной для православия манере. На предметах, происходящих из Византии, буквы должны легко читаться. На данном экземпляре это не так, а поэтому у нас есть все основания думать, что складень был сделан на Руси. Вместе с тем, цепочка, к которой он прикреплён, возможно, скандинавская, судя по выгравированному орнаменту на её втулках.

Источник: "Наследие варягов. Диалог культур", 1996



Найден в Алльменнинге, Вальбю, Гестрикланд. Ок. 1000 г. Внизу в середине круглый складень-энколпион и его крышка. Диам. энколпиона 2 см