Этим летом археологи Государственного исторического музея сделали в Гнёздово совершенно уникальную находку – детали корабля, который, как предполагается, был кораблём викингов. Ульвдалир обратился за комментарием к непосредственному руководителю раскопок – заведующей сектором археологии развитого средневековья ГИМ Веронике Владиславовне Мурашевой. И вот, что она рассказала.
– Вероника Владиславовна, находка, которую сделали Вы и Ваша команда, удивительная. Могут ли эти фрагменты действительно оказаться деталями корабля викингов?
– Этническую интерпретацию этих предметов дать сложно. Всё, что я могу сказать в данный момент, – это, безусловно, предварительная информация, так как материал нуждается в исследовании и интерпретации. Все корабельные детали найдены в самом раннем слое. Датировать его я пока не могу. Из этого слоя происходит найденная 10 лет тому назад первая гнёздовская уключина. Она украшена по краю специфическим "лестничным" или "городчатым" орнаментом, что указывает, безусловно, на ее северное происхождение. Мы показывали находки Дубровину (Геннадий Евгеньевич Дубровин – специалист Ин-та археологии РАН по новгородским древностям – прим. Ульвдалир) – он не может пока указать на аналогии. Единственное, что он сказал, это то, что весло относилось к довольно немаленькому судну. Интересны и сопровождающие находки из слоя. Их немного, но среди них – фрагмент стеатитового сосуда, а это, как известно, Норвегия.
– Какая связь между стеатитовыми изделиями и Норвегией?
– Стеатитовые сосуды – котлы, это норвежская традиция, где стеатит (мыльный камень) использовался для изготовления посуды. Находки фрагментов такого рода посуды – большая редкость на территории Восточной Европы. На эту тему есть статья А. Стальсберг на русском языке о норвежских находках.
– Какими кораблями пользовались, в том числе, викинги, путешествуя по Руси?
– О судах, которые ходили по внутренним рекам Восточной Европы информации у нас, прямо скажем, немного. Косвенные данные (заклёпки в погребениях и культурном слое Гнёздова) говорят о вероятном наличии клинкерных конструкций. Константин Багрянородный говорит о моноксилах, съёмных уключинах и новой оснастке судов в Киеве. Есть ещё детали из Старой Ладоги, но это, по сути дела, северные ворота Восточной Европы, а не внутренние территории. Находки из Новгорода относятся к более позднему времени. Вот, собственно, то немногое, что у нас есть.
– Какое значение эти находки имеют для российской археологии?
– Последние находки для нас имеют огромное значение по разным причинам – во-первых, любые деревянные предметы из Гнёздова – это событие: дерево не сохраняется в сухом слое. Во вторых, в коллекции ГИМ нет ничего подобного на данную эпоху.
– Когда можно ожидать первых результатов исследований?
– Я надеюсь, что к следующему сезону, что-то можно будет сказать.
– Спасибо огромное за ответы!
|
|