Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Новости

05-11-2015 | Об одном сошедшем с ума норвежском конунге

В 2014 г. на Западе был издан сборник статей, посвящённый средневековой медицине, – Social Dimensions of Medieval Disease and Disability. Среди них была работа специалиста по древнеисландской литературе, профессора ун-та Исландии Аурманна Якобссона (Ármann Jakobsson) о норвежском конунге Сигурде Крестоносце.

Конунг Сигурд (правил в 1103-1130 гг.) знаменит своим блистательным походом в Святую землю. По пути норвежцы успешно воевали с мусульманами на Пиренейском полуострове, уничтожили несколько пиратских гнёзд. В историографии эту кампанию часто называют Норвежским крестовым походом. Сигурд взял большую добычу, в Палестине встретился с королём Иерусалима Балдуином I, потом пировал у византийского императора и с богатыми дарами вернулся в Норвегию.

Однако затем с Сигурдом стали происходить странные вещи. Так, после возвращения на родину на одном из пиров с ним случился настоящий припадок: "Сигурд конунг был однажды в Упплёнде на каком-то пиру, и ему приготовили баню. Когда он мылся и над ним был разбит шатер, ему показалось, что в воде рядом с ним плавает рыба, и он так захохотал, что с ним сделался припадок, и потом у него очень часто бывали такие припадки" (Сага о сыновьях Магнуса Голоногого, XXII).

В гл. XXV той же саги рассказывается о том, что конунг как-то был "молчалив и невесел", и его друзья опасались нового припадка. А в гл. XXVIII описан сюжет, когда Сигурд, наблюдавший за одним исландцем, забавлявшемся во фьорде, сам прыгнул в воду и чуть не утопил мужчину. Только смелое вмешательство одного знатного лендрманна спасло исландцу жизнь. Ещё один заметный штрих – сага описывает конунга как мрачного и неразговорчивого человека.

Аурманн Якобссон взялся проанализировать различные письменные источники, упоминавшие Сигурда, на предмет его невменяемости. В частности, он изучил не только повествование Снорри, но длинный манускрипт о норвежских королях, известный под названием "Моркинскинна", а также "Историю о древних норвежских королях" монаха Теодорика. Правда ли, что конунг стал сходить с ума? Когда это стало происходить? Что стало причиной?

"Великолепный поход Сигурда в ранней молодости, – пишет Аурманн Якобссон, – находится в ярком контрасте с его жизнью по возвращении в Норвегию". И если Снорри ограничивается фактически лишь намёками на психическое расстройство конунга, то описание безумия в "Моркинскинне" безымянного автора намного более полное, красочное и шокирующее, а с учётом имеющихся в то время средств – абсолютно необратимое.

Аурманн Якобссон склоняется к мысли, что и Снорри, и автор (или авторы) "Моркинскинны" понимали, что с конунгом происходило что-то неладное. Это, по мнению учёного, выражено в описании "пикировки" между Эйстейном и Сигурдом (гл. XXI в "Саге о сыновьях Магнуса Голоногого"). С одной стороны доблести Сигурда не ставятся под сомнение, с другой – его подвиги не принесли Норвегии больших дивидендов, а победа в споре Эйстейна предвосхищает печальную судьбу брата. Нелишним будет тут вспомнить и сюжет с провидцем на пиру у византийского императора, который пророчествует Сигурду скорый "закат".

Принятый по возвращении как герой Сигурд вскоре сталкивается с проблемой – его люди задирают людей Эйстейна, которые не ходили в поход, ставят себя превыше других. Но худшее только впереди. Безумие прогрессирует. Конунг заставляет своих людей есть мясо по пятницам, нарушая каноническое право, и никто не смеет ему возразить: семена страха посеяны и дали обильные всходы. Аурманн Якобссон вообще уделяет много внимания эмоциональному фону саги, считая его определяющим в повествовании.

Со временем конунг теряет самоконтроль, а значит – перестаёт быть способным нести ответственность за страну и своих подданных. Он получается негативную характеристику staðleysi – "непостоянный", "неустойчивый". Не случайно монах Теодорик высказывает мысль, что Сигурд был отравлен каким-то ядом.

Специалист приводит ещё несколько сюжетов, характеризующих прогрессирующее помешательство Сигурда. Одно из них – неожиданное желание во что бы то ни стало развестись с супругой, другое – отказ причаститься перед смертью. Вкупе с описаниями безумного взгляда и эксцентричного, непредсказуемого поведения Аурманн Якобссон делает вывод о явном психическом расстройстве конунга, тип которого, впрочем, квалифицировать очень сложно.

Скачать статью Аурманна Якобссона The Madness of King Sigurðr: Narrating Insanity in an Old Norse King's Saga

См. также: Психические заболевания в древнескандинавской традиции

По материалам Medievalists

Вернуться к списку новостей