Поражение сторонников шотландской независимости открывает двери для нового референдума – на этот раз о суверенитете Оркнейских и Шетландских островов. Статус этих самых северных территорий Шотландии, где чуть ли не 2/3 населения считает себя потомками викингов, обсуждается уже не первый год.
Оркнейские и Шетландские острова вошли в состав Шотландии во второй половине XV в. Произошло это, скорее, по недоразумению. В 1468 г. король Дании Кристиан I передал эти земли шотландской короне в залог уплаты приданого (его дочь Маргарита обручилась с шотландским королём Яковом III). Однако приданое так и не было выплачено, и в 1472 г. Яков III присоединил острова к Шотландии.
О большей части "скандинавской истории" Оркни и Шетланда ярко повествует "Сага об оркнейцах". Она охватывает период от открытия островов до начала XIII в. – как раз до того времени, когда и была написана, вероятно, средневековым исландским хронистом.
Скандинавы поселились на Оркни и Шетланде в конце VIII – начале IX вв. Они дали названия островам и использовали их в качестве баз для нападений на британское и ирландское побережья. В конце IX в. конунг Харальд Прекрасноволосый присвоил Оркнейские и Шетландские острова норвежской короне, основал там ярлство, включавшее периодически и часть Шотландии – Кейтнесс (на скандинавский лад – Катанес).
Однако, по сути, оркнейские ярлы, начиная уже с самого первого, Сигурда Могучего, лавируя между Норвегией и Шотландией, правили независимо от норвежских конунгов, которые только изредка вмешивались в дела своих отдалённых владений. Лишь в 1195 г. Шетландские острова безвозвратно отошли конунгу Норвегии (об одной из гипотез, почему это произошло, Ульвдалир не так давно рассказывал).
В 1397 г. Норвегия вошла в состав Кальмарской унии под верховной властью датских королей, а вместе с ней и Оркнейские острова.
По сей день большинство островитян подчёркивают, что они не британцы и даже не шотландцы. Вместе с тем, результаты референдума о независимости Шотландии показали, что Оркнейские и Шетландские острова, которые считались чуть ли не оплотом сторонников суверенитета, проголосовали против выхода страны из Великобритании…
|