Сегодня исполнился 91 год со дня рождения выдающегося советского и российского историка-медиевиста Арона Яковлевича Гуревича (1924-2006). Без его уникальных работ невозможно представить не только современную российскую, но и международную скандинавистику.
Наследие А. Я. Гуревича поистине огромно. Он переводил на русский язык саги, написал несколько фундаментальных монографий, подготовил ряд уникальных изданий (в том числе "Круг земной" Снорри Стурлусона), стал автором многих учебников и статей, возглавлял медиевистические журналы и выпускал коллективные сборники. Но прежде всего, Арон Яковлевич определил важные направления, по которым развивалась отечественная медиевистика.
Но и это, пожалуй, не все. Его любили коллеги и боготворили студенты. Вот что пишет о нём профессор С. С. Неретина: "Это был человек такого несравненного личного обаяния, что о нём нельзя сказать ничего дурного: красивый, умный, талантливый, деликатный, не умевший и не желавший никого обидеть, не то что оскорбить. Его упорство, с каким он шёл по своей исторической дороге, вызывает восхищение прежде всего тем, что, казалось, он всё делал легко, обладая внутренней дисциплиной невероятной силы" (С. С. Неретина. Арон Яковлевич Гуревич и безмолвие).
Научная карьера А. Я. Гуревича сложилась непросто. По окончанию учёбы (истфак МГУ им. М. В. Ломоносова, аспирантура АН СССР) он был фактически сослан преподавать в Калининский (ныне Тверской) государственный педагогический институт. В 1962 г. получил степень "доктор исторических наук". А в 1970 г. опубликовал работу "Проблемы генезиса феодализма", в которой подверг сомнению марксистские определения средних веков. Можно себе представить, что это тогда значило.
Впрочем, к тому времени имя Арона Яковлевича Гуревича уже было хорошо известно не только советским специалистам и читателям, но и зарубежным, в частности, по таким работам как "Походы викингов" и "Свободное крестьянство феодальной Норвегии". Его отлучили от преподавательской деятельности, но не запретили печататься и читать лекции. В результате свет увидели такие блестящие работы А. Я. Гуревича, как "Категории средневековой культуры", ""Эдда" и сага", "Норвежское общество в раннее средневековье", "История и сага".
Со временем его здоровье пошатнулось – он стал слепнуть. Но даже тяжело больной А. Я. Гуревич не переставал мыслить: под его диктовку ученики и коллеги записали последние работы.
Известно, что Арон Яковлевич любил притчу о жонглере, который пришел помолиться в часовню, посвященную Богоматери. Так как у него не было денег, он решил посвятить Богоматери своё искусство – пел, прыгал, кувыркался. Некоторые соседи по часовне одёргивали его, другие – надсмехались. Но когда он устал и сел передохнуть, в часовню спустилась с небес сама Богоматерь и краем своей одежды утерла ему пот...
|