Средневековая Швеция была страной промыслов, роль которых в ее жизни на протяжении всего средневековья была очень велика. Но если применительно к деревне речь шла о домашних промыслах, в той или иной мере сочетавшихся с сельскохозяйственным трудом, то другое дело – промысловое хозяйство как выделившаяся отрасль общественного производства, как особая – в рамках всего общества – сфера приложения труда относительно большой массы людей, для которых промысел стал главным (если не единственным) способом добывания средств к жизни. Такой особой отраслью хозяйства средневековой Швеции был прежде всего горный промысел.
Значение горного дела и металлургии в истории каждой страны трудно переоценить. Не случайно выдающийся немецкий ученый и гуманист XVI в. Георгий Агрикола называл горное дело "великим" и не жалел красок для того, чтобы показать всю его необходимость и полезность для самых различных сторон жизни и труда человека1.
В истории шведского горного дела время с конца XIII и по начало XVI в. составило особую эпоху – эпоху становления. Его роль в развитии производительных сил и товарного хозяйства Швеции, в укреплении государственной централизации, особенности его социальной структуры, возникновение там раннекапиталистических отношений – все это определило и особое, ведущее место горного дела в общественной жизни страны, на крутых переломах шведской истории того времени. |
|